"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 22 (536) от 10.06.2010

Лицо Города

Разрушить Саратов или изгнать его властителей?

Юрий ЧЕРНЫШОВ

3 июня на переговорной площадке «Славянского рынка» в Ленинском районе Саратова состоялся круглый стол на ставшую почти вечной тему «Стратегические направления развития Ленинского района и Генеральный план города Саратова. Проблемы и перспективы развития транспортной инфраструктуры». В обсуждении приняли участие депутаты городского и областного уровня, представители ГИБДД, Торгово-промышленной палаты области, комитета по архитектуре и градостроительству и комитета по дорожному хозяйству городской администрации, архитекторы, эксперты по городскому развитию, ученые. Круглый стол прошел под председательством депутата Саратовской городской думы, секретаря МО Ленинского района ВПП «Единая Россия»,

д. э. н. Олега Комарова. В обсуждении приняла участие депутат областной думы Зинаида Самсонова.

В самом названии темы круглого стола уже было выделено несколько уровней: Генеральный план развития города – транспортная инфраструктура – Ленинский район. Логика понятна. После принятия Генерального плана, собственным вкладом в разработку которого очень гордился бывший главный архитектор В. Вирич, можно было ожидать каких-то заметных конкретизирующих действий или планов, направленных на решение самой наглядной из злободневных проблем Саратова, – транспортной проблемы. Транспортная инфраструктура, благодаря которой только и возможно решение, коль скоро остановить рост числа автомобилей не удастся, включает оборудованные стоянки, дорожные развязки, удобные указатели, оптимальное направление автомобильных потоков, качественное дорожное полотно и даже сотрудников ГИБДД, призванных не «колядовать» на дорогах, а блюсти порядок.

Почему акцент был сделан на транспортной проблеме Ленинского района – тоже понятно. Район – один из труднейших по географическому расположению с точки зрения формирования транспортной инфраструктуры и самый деструктивный с точки зрения городского районирования. Он давно перерос рамки нормального городского района, стал фактически неуправляемым и породил не только транспортную, но и колоссальную социальную проблему в связи с образованием необъятной управляющей компании ЖКХ.

В свете перечисленного тем более интересно было узнать, какой продукт может получиться из обсуждения коллективом высококлассных и авторитетных в своих областях специалистов достаточно ясных проблем. Тем более, что пресса непрестанно в течение продолжительного времени много писала на эту тему. В том числе предлагала и решения проблем. К сожалению, из всех приглашенных на обсуждении отсутствовали только представители администрации Ленинского района. Журналисты и некоторые эксперты немедленно связали это отсутствие с властной неразберихой, которая творится в крупнейшем районе города. Да и не нужно быть большим специалистом, чтобы понять, что неразбериха во властных вертикалях-горизонталях, подворьях и подковерьях – это одна из основных причин того, что за городом все сильнее закрепляется слава «Гадюкино России». И не случайно неявным лейтмотивом обсуждения на круглом столе послужила статья Дмитрия Соколова-Митрича «Саратов должен быть разрушен». Распечатка ее с сайта www.rusrep.ru обошла весь круглый стол.

Суть статьи автором предъявлена сразу же: «В этом заголовке – не пожелание, а прогноз: семь-девять лет дают Саратову местные строители и коммунальщики. Если за это время Саратов не выйдет из пике, его дешевле разрушить и построить заново».

Возможно, в этих словах есть некоторое апокалиптическое преувеличение, но все жители Саратова, а уж, тем более, пишущие о нем или как-то иначе отслеживающие эволюцию города за последние 15–20 лет, скорее всего, солидарны с картиной апокалипсиса города, нарисованной в статье. Есть в ней и несколько строк о Ленинском районе – упомянуты 2-я, 3-я, 4-я, 6-я Дачные. Все – в негативных, но, по правде говоря, справедливых тонах. Я сам еще и не такое писал и, думаю, недостаточно ярко писал. Словом, как заметил в связи со статьей «Саратов должен быть разрушен» модератор круглого стола, эксперт по организационно-деятельностному моделированию, председатель правления НППГ «Ворота в Саратов» Алексей Шминке: «Есть самосбывающиеся прогнозы. Не хотелось бы, чтобы сбылось сказанное о Саратове».

Наличие на обсуждении официальных лиц позволяло получить подробную информацию о состоянии различных аспектов поднятых вопросов из первых, что называется, рук.

И очень любопытно, как неожиданно и своеобразно выглядит транспортная проблема и соответствующая инфраструктура с позиции причастных официальных лиц. Так, заместитель начальника городского ГИБДД Юрий Носов, руководитель дорожного движения, охарактеризовал уровень автомобилизации города как «транспортный взрыв». На протяжении последних лет автотранспорт прирастал на 15 тысяч единиц ежегодно (лишь в прошлом году темп снизился до 5 тысяч), и городской автопарк составляет сейчас 273 тысячи автомобилей. На 1 километр дорог приходится в среднем 300 автомобилей. Так что, если все они выедут одновременно на улицы, то интервал между машинами составит 3 метра. Как же не быть пробкам и не расти числу аварий? Но, как ни парадоксально, из-за снижения средней скорости, на 45 % уменьшилась смертность из-за аварий. Благоприятной статистике помогла и зима. До 270 аварий в день фиксировало ГИБДД, а пострадавших стало меньше. Так что, с позиции безопасности, чем больше автомобилей, пробок, снежных заносов и чем хуже дорожное полотно, тем это лучше для сбережения жизней населения и тем ближе… к транспортному коллапсу.

Но к такому ли «идеалу» следует стремиться? Нет, конечно. Носов перечислил целый «букет» мер, которые необходимо предпринять, чтобы избавить город от грядущего коллапса. Необходимо, по его мнению:

1. Произвести расширение проспекта 50 лет Октября от улицы Тракторной (Стрелка) до Технической за счет зеленой полосы (да только куда теперь деть построенный в бытность главным архитектором города Виричем прямо посредине зеленой полосы торговый комплекс на 1-й Дачной? – Ю. Ч.);

2. Задействовать боковые проезды (которые также рассечены, а то и загублены тем же торговым комплексом и рынком – Ю.Ч.);

3. Расширить ул. Шехурдина (видимо – от Воскресенского кладбища – Ю. Ч.) до ул. Ипподромной;

4. Создать дублер проспекту 50 лет Октября от ул. Одесской до Стрелки и далее (по ул. Лунной);

5. Продолжить ул. Ипподромную;

6. Произвести пробивку ул. Антонова на ул. 2-ю Прокатную;

7. Реконструировать путепровод у Трофимовского моста;

8. Осуществить строительство туннелей под железной дорогой с выходом на пр. 50 лет Октября.

Словом, предложения, существующие чуть ли не с 60-х годов прошлого века, но не реализованные потому, что, как заметил ведущий, Генплан не стал обязательным для административных действий.

Начальник отдела генпланирования и стратегического развития Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» Алексей Шушарин попытался внести оптимистическую ноту в открывающуюся мрачную перспективу системных тупиков развития города. Он сообщил, что в Плане реализации Генерального плана есть раздел развития дорожной сети – на 3 года. Но решение требует таких финансовых затрат, на которые город пойти не может. И далее Шушарин много говорил о проблемах бюджета. Но так и не дошел до таких проблем, которые его комитет должен решать при всех условиях и для которых не требуется серьезных бюджетных расходов.

Нельзя сказать, что в Саратове нет специалистов, причем весьма высокого уровня, не способных глубоко осознать градостроительные проблемы города и предложить пути и способы их решения. Участница круглого стола, эксперт по развитию градостроительства Саратовской некоммерческой организации «Союз Архитекторов России», доцент кафедры архитектуры СГТУ Лариса Тарасова недавно издала фундаментальный труд «Взаимосвязь процессов управления и самоорганизации в развитии крупных городов».

В одной из трех частей монографии объектом исследования является город Саратов. Кажется, здесь есть все, необходимое для грамотных планировочных решений: закономерности градостроительного развития Саратова, оценка природного ландшафта, выявление историко-культурных зон города, пространственно-архитектурная среда города и оценка ее состояния и еще много чего. На, бери, власть, учись, применяй! Проявляй политическую волю. Не берут. Живут по принципу недорослей из одноименной бессмертной комедии: «Зачем учить географию, если есть извозчики?». Да ведь и извозчики в «недорослевом» городе власти под стать.

Л. Тарасова высказала разумную, напрашивающуюся идею: создать какой-либо орган, аналитический центр в поддержку власти. В поддержку этой идеи высказался и проф., завкафедрой маркетинга и рекламного менеджмента СГСЭУ Юрий Гусаров. Увы, суждение Людмилы Германовны, как и предложение Гусарова, резонные в идеале, уже имели предшественников в виде общественных Советов и их комиссий при разного уровня руководителях – от городской власти до губернатора (да они и сейчас формально существуют). Ну не нужна ей – «гадюкинской» нашей власти – никакая общественность. Не умеет, не хочет, не будет работать с общественностью ни одна из структур нынешней власти.

Скорее уж осуществится мрачноватый сценарий: «Что касается всей ситуации, то она – как снежный ком. Все, и молодежь в первую очередь, покидают город, видя безысходность ситуации». Словом – последний день Помпеи все ближе.

Можно ли что-то сделать без денег? На этом аспекте остановил внимание участников бывший министр экономики, председатель Высшего экономического совета области, руководитель комиссии по разработке Стратегического плана Саратовской области, ныне руководитель Совета муниципальных образований Александр Степанов. Как бы оппонируя Шушарину и полемизируя со словами мэра города Грищенко, приведенными в скандальной статье («Будут деньги – будем строить дороги. С нынешним финансированием ни о какой реализации Генплана даже думать не приходится»), он задал риторические вопросы. Разве нужны деньги, чтобы соблюдать, к примеру, «красные» линии? Разве нужны деньги, чтобы не давать разрешения строить то и там, что где-то не должно строиться? И ряд аналогичных вопросов, из которых следовало, что даже то, что можно решить, лишь проявив властные полномочия, в Гадюкино превращается в «административную ренту», то есть в механизм беззастенчивых поборов. Нельзя выносить свой забор за «красную» линию? А за сколько нельзя? А за сколько можно?

И пример такого беззастенчивого «неделания» каждый горожанин может видеть каждый день. Например, на улице Григорьева. Можно продолжить сказанное Степановым и далее. Например: разве нужны были бюджетные расходы, чтобы не распродавать в собственность отдельные помещения бывшей гостиницы «Россия», из-за чего невозможно десять лет решить вопрос о ее реконструкции? Разве нужны были бюджетные расходы, чтобы не давать разрешение на строительство торгового комплекса прямо посередине проблемного проспекта 50-лет Октября у пересечения его с улицей Технической на 1-й Дачной? Перечислять можно долго. Но ведь уже каждому думающему горожанину ясно, что сегодняшняя власть изолгалась донельзя, сваливая все беды города на недостаток бюджетного финансирования.

Помянем еще раз предложение и проектное решение о модернизации транспортной инфраструктуры Ленинского района в районе от 3-й Дачной в направлении к Стрелке. Водители в часы пробок сами нашли решение и безуспешно подсказывают его бестолковой власти. Они едут в объезд проспекта, поднимаясь от района Стрелки вверх до ул. Лунной и спускаются на проспект 50 лет Октября в любом нужном месте. Беда в том, что улица Лунная как транспортная магистраль находится в совершенно безобразном состоянии. А поскольку эта ее часть – самая окраина Кировского района, то она и находится вне поля зрения власти. Напрашивается естественный вопрос: а не логичнее ли переместить границу между Ленинским и Кировским районами к Стрелке, передав тем самым всю Лунную в ведение одного района? Думаю, что от одной лишь необходимости подумать над таким вариантом власть лишится сна.

Вообще, говоря о связке трех уровней, трех блоках градостроительства Саратова: Генеральном плане развития, транспортной инфраструктуре и Ленинском районе, можно сказать, что ни один из блоков не может решаться отдельно от других. Тем более, что все районные градостроительные «тупики», образующие системный тупик саратовского градостроительства, лежат в некоторых нерешенных или ошибочно решенных вопросах прежних лет.

Первое, в чем давно нуждается город, – в объездной железной дороге для грузовых перевозок и транзита. Это позволило бы использовать появившийся транспортный ресурс для внутригородских пассажирских перевозок – сделать электричку подлинно городским транспортом.

Второе – необходимо вынести из города все организации, не имеющие отношения к городу, в частности, все административные учреждения Саратовского района, особенно районную ГИБДД. В идеале Саратовский район необходимо ликвидировать, а его территорию распределить между районами, примыкающими к нему.

Третье – Ленинский район города Саратова должен быть разделен на два. Так, чтобы численность каждой из частей не превышала 130–150 тысяч человек.

Четвертое – внешние границы вновь образованных районов должны быть пересмотрены с точки зрения оптимизации управления территорией района, единства транспортных магистралей и других признаков.

Однако фантастичность этих предложений еще более очевидна, чем проблемы города и власти. Ныне существующая власть ни сейчас, ни в обозримом будущем не способна подняться не только до осознания стратегических градостроительных проблем Саратова, но и до решения проблем, не требующих бюджетного финансирования – это к тому же вопросу о «красных линиях», застройке без разрешений и якобы «неспособности» остановить градостроительный произвол. Способна, способна власть на эти безденежные действия, но, видимо, за очень отдельные деньги. Какие же это должны быть деньги? Может быть, и впрямь, дешевле Саратов разрушить и построить заново? Может быть, но и такое дело поднять можно только не с этой властью. Строить ли заново Саратов или пытаться что-то улучшить – в любом случае для пользы дела нынешнюю власть следовало бы изгнать методом, применявшимся в Древней Греции – методом остракизма, то есть забрасывания черепками битой посуды. В Саратове для этого вполне пригодно содержимое необъятных мусорных свалок. Хоть это, конечно, и негигиенично, но было бы весьма поучительно для следующих поколений властителей.

И все же. Круглый стол, учитывая свою заданность, выработал некое подобие проектных рекомендаций. Подводя итоги круглого стола, депутат Саратовской гордумы Олег Комаров отметил, что по его результатам был сформулирован ряд предложений, которые могут носить как рекомендательный характер, так стать и законодательными инициативами. Так, например, еще не поздно остановить бессистемное точечное строительство новых микрорайонов на городских окраинах. А при их планировании еще возможно заложить и строительство шестиполосных дорог и необходимые автостоянки. И обязательно реализовать мероприятия, предусмотренные Генпланом, в частности, разгрузку проспекта 50 лет Октября за счет реконструкции улицы Лунной, улиц Шехурдина и Транспортной, местных проездов и других. При строительстве новых зданий обязать проектировщиков и застройщиков строить и подземные стоянки — это хоть несколько и удорожает проект, но сильно влияет на разгрузку дорог. А как эксперт по межбюджетному финансированию, Олег Комаров заявил, что поиск дополнительного финансирования на развитие транспортной инфраструктуры дело отнюдь не безнадежное.

Высоко оценив результаты прошедшего круглого стола, эксперты предложили распространить его опыт и на решение других проблем, например, в сфере ЖКК, а также провести подобные экспертные встречи в других районах города. На этой, как водится, оптимистичной ноте, круглый стол и завершил свою работу.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=10062010122441&oldnumber=536