"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 22 (536) от 10.06.2010

Худсовет

Так рождаются программы

Светлана ТЕНЕТКО

С ансамблем «Трио-Соната», вернувшемся недавно с очередных зарубежных гастролей, и их гостями из Нидерландов – пианисткой Петрой Лютейн и трубачом Рейером Доррестейнном – мы встретились накануне концерта в большом зале консерватории и попросили немного рассказать об истории музыкантской и человеческой дружбы. А также о предстоящем выступлении.

С пианисткой Петрой Лютейн ансамбль «Трио-Соната» познакомился, можно сказать, не так давно – три года назад на одном из концертов в Бельгии. Все случилось, как в поговорке «Не было бы счастья, да несчастье помогло»: по каким-то причинам французский пианист не смог приехать, и на замену ему Баудвайн Зварт, тоже добрый друг наших музыкантов, пригласил Петру. Так бывает довольно редко, но, что называется, с первых же аккордов обе пианистки (Елена Лельчук и Петра Лютейн) прекрасно поняли друг друга. И Петра, и Елена говорят о том, что им было комфортно и по-человечески, и по-музыкантски работать вместе. Бывает, что хорошо прошедшие выступления со временем забываются. Но не в этом случае.

Петра и Рейер Доррестейн приехали на один из фестивальных концертов ансамбля «Трио-Соната» в Голландии, где и произошло знакомство ансамбля с трубачом Рейером. Рейер Доррестейн – известный музыкант, член гильдии трубачей, профессор консерватории, в последние годы много гастролировавший с оркестром современной музыки, известен среди духовиков как за рубежом, так и в России. Будучи на гастролях в Голландии, музыканты попробовали сыграть вместе с трубой и гобоем. Звучание этих двух инструментов настолько потрясло все трех дам, по словам Е. Лельчук, что возникла идея сделать программу, в которой будет еще и труба.

Так уж случилось, что большинство зарубежных друзей ансамбля, приезжавших в Саратов, – органисты. Это и неудивительно, ведь ансамбль играет барочную музыку, в которую орган вписывается как нельзя кстати. «Трио-Соната» решило попробовать сыграть несколько необычным, большим составом, с двумя солирующими инструментами, в этот раз – гобоем и трубой, подтверждая название ансамбля в прямом смысле слова. Первый концерт с участием Петры и Рейера состоялся два года назад.

Но музыканты не останавливаются на достигнутом, находясь в постоянном поиске новых интересных форм. Так появился проект сыграть ансамблю «Трио-Соната» и Рейеру (т. е. с двумя солирующими инструментами – гобой и труба) совместно с камерным составом симфонического оркестра Саратовской филармонии. Интересно и то, что ансамбль играет с оркестром произведения композиторов эпохи барокко.

На концерте в прошлый четверг, Рейер Доррестейн и Владимир Скляренко исполнили двойной концерт Вивальди для гобоя и трубы с оркестром. Все, как в Венецианской консерватории, когда девочки-сиротки играли в оркестрах, аккомпанируя маэстро, только на этот раз в роли «сироток» выступил камерный состав филармонического оркестра. Рейер Доррестейн исполнил концерт Гайдна для трубы с оркестром, в исполнении этого произведения оркестр принял участие в полном составе. Поскольку Гайдн относится к венской классике, которую, по мнению музыкантов, играть довольно сложно, то подобное выступление, вероятно, можно приравнять к своеобразному мастер-классу для наших духовиков.

В исполнении Елены Лельчук и Петры Лютейн саратовцы услышали двойной концерт Баха для двух роялей в сопровождении камерного состава симфонического оркестра. Следует сказать, что этот концерт Баха не часто услышишь у нашего оркестра, впрочем, как и любую барочную музыку, которую оркестранты играют довольно редко. Вероятно, потому, по словам Елены Лельчук, что в барочной музыке у исполнителя нет такой большой возможности показать свои технический навыки и темперамент, как в классике и романтике. В исполнении музыки барокко все должно быть красиво, стильно и элегантно сыграно, что не всегда интересно маститым исполнителям, считает Елена.

Концерт обрел своего дирижера в лице Э. Дядюры, уже не первый раз приезжающего в Саратов. И ансамбль, и дирижер, и солисты сразу нашли общий язык, поскольку Эдуарду было интересно продирижировать музыку барокко, а ансамблю – сыграть с оркестром.

И оркестрантов, и зрителей ждал небольшой музыкальный сюрприз: впервые на Саратовской сцене прозвучат произведения Эдуарда Дядюры в авторском исполнении. Получится такой вот сборный секстет: «Трио-Соната», приглашенные гости и автор; к двум роялям (Петра и Эдуард) добавится еще и клавесин Елены Лельчук.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=10062010123855&oldnumber=536