"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 22 (536) от 10.06.2010

Худсовет

Русская Пиаф – Елена Камбурова

Лана СОКОЛОВА

То, что концерт Елены Камбуровой, прошедший в рамках Собиновского фестиваля в театре оперы и балета, собрал полный зал – не удивительно. Известная выступлениями на ТВ и радио в прошлом столетии, она никогда не была в тени, но никогда и не мелькала столько, чтобы ее знали все – от мала до велика.

На эстраде эта певица – особое явление. Она вошла в наш духовный мир в далекие 60–70-е годы. Ее пение можно было бы назвать своеобразным способом читать стихи, которые выбирала за глубину содержания и изысканное литературное изящество. Искусство Елены Камбуровой – одной из первых исполнительниц песен Булата Окуджавы и Юрия Левитанского, Микаэла Таривердиева и Ларисы Критской – никогда не было массовым. Ее любила и любит интеллигенция. Каждое спетое ею произведение становится художественной зарисовкой. Внутренний огонь, разгорающийся в ней самой, язычком пламени обжигает слушателей. На сцене она как будто обретает силу мага...

Елена Камбурова – не эстрадная певица и не оперная, и не камерная, и не драматическая актриса, которая поет. Она – и то, и другое, и третье одновременно. Она сама по себе театр. Ее концерт – это драматический спектакль. Только вместо прозы в нем поэзия, положенная на музыку.

Может, потому всем известные «Эх, дороги» (А. Новиков, Л. Ошанин) звучат непривычно – без легкой бравурности и «гордости» за победителей. Военная тема в композиции «Когда остается любовь», в которую вошли стихи О. Мандельштама, Л. Ашкенази и Ж. Бреля, отрывки из романа Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» неожиданно поворачивается другой стороной вместе со словами мальчика Давида, пропавшего в последнюю войну: «Господин учитель, отчего происходит слово «гетто» – не от Гете?». И совершенно невоенный герой Сэлинджера с желанием «стеречь ребят над пропастью во ржи», и «Баллада о любви» Высоцкого, на первый взгляд, вроде бы совершенно не вписываются в эту тему. Но это только кажется...

На сцене Камбурова почти «сжигает» себя дотла. Как «сжигали» себя Эдит Пиаф и Жак Брель, как рискуют собой цирковые... потому что не стесняется быть человечной на сцене. Хотя никогда не заигрывает с залом, не старается ему угодить. Она ему себя просто дарит. Без остатка. Но сохраняя, оберегая свое достоинство. Имеющий уши – услышит, имеющий сердце – поймет.

Все богатство голоса Елены Камбуровой необычно большого диапазона с низкими грудными нотами и высоким верхним регистром, зрители, несомненно, могли услышать и почувствовать в, казалось бы, истинно мужской «Блохе» Мусоргского. Привычную немного «тяжеловесную» басовую «Блоху» Камбурова показывает как легкую, даже слегка по-женски кокетливую. И «Блоха» Мусоргского, и «Голубчик Петрушка» Ю. Кима, несмотря на разные эпохи написания, звучат и сегодня «про сейчас», потому что она поет о нас. «Про всегда» – как «про сейчас». Потому что мы, люди, живем сегодня и навсегда. Пусть только раз. Как в песне Жака Бреля о фламандках, которые танцуют на площади, потому что им сначала нужно выйти замуж; в 30 лет – они так же танцуют, чтобы показать, что у них все хорошо; в 70 лет – они все танцуют; в 100 лет – они тоже танцуют, чтобы показать, что они еще на ногах…

Плотно насыщая программу, без пауз-передышек, без незначащих реплик пела Камбурова одну песню за другой и в каждой представала одухотворенным художником. Она – лицедей. Из каждой песни она делает самоценный номер, вернее, каждый сольный номер складывает в целостный спектакль. При этом Камбурова не подражает, не имитирует – она стилизует. Вот перед нами – то замученная предстоящими хлопотами о юбилее тетенька в бигудях (сцена из спектакля «Вот такой юбилей» по Ю. Киму), или канатоходец В. Высоцкого... Вообще, Высоцкого и Окуджавы в программе было много и хорошо. Камбурова очень бережно относится к текстам и песням этих авторов. Она не поет под Высоцкого или Окуджаву – подобные попытки всегда выглядят нелепо. Сохраняя авторский стиль узнаваемым, она делает песню «своей».

В искусстве Елены Камбуровой – уникальный сплав пения и мелодекламации, драматизма и эксцентрики, взрыва эмоций и сдержанности. Камбурова – тонкий художник, умеющий вызвать у слушателей лучшие чувства, чувства, что вытеснены из нашей жизни чрезмерным прагматизмом ХХ-го столетия и века нынешнего. Побывав на ее концерте, можно было убедиться, что нам этих чувств очень недостает.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=10062010123941&oldnumber=536