"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 22 (536) от 10.06.2010

История

Памяти Олега Молоткова

www.rult.org/publication/586/

6 мая после тяжелой продолжительной болезни скончался поэт

Олег Молотков. Я не был лично знаком с Олегом Николаевичем, хотя, сам он, видимо, знал о моем существовании. Когда в 1993 году я вместе с подавляющим числом сотрудников газеты «Саратов» ушел из редакции в знак протеста после незаконного вмешательства в ее работу тогдашнего первого вице-мэра Дмитрия Аяцкова и пришел на три месяца в газету «Новый стиль», владельцем которого был экс-чекист Андрей Россошанский, Молотков посвятил мне эпиграмму: «Новый стиль старого демократа Свешникова». Впоследствии я, в меру сил, следил за редким для нашего времени и опасным творчеством Молоткова-сатирика. Редким не только потому, что сам этот дар встречается далеко не часто, но и потому, что к этому природному дару человек, им обладающий, должен иметь еще и другие обязательные для сатирика качества: смелость и неподкупность. Это было присуще поэту Олегу Молоткову в полной мере.

В память о поэте, его большом таланте, который, конечно же, останется с нами навсегда, мы предлагаем вниманию читателей небольшое эссе (без автора) об Олеге Молоткове, опубликованное на сайте Международной Федерации русскоязычных писателей (МФРП). В следующем номере газеты «Богатей» мы планируем познакомить почитателей таланта Олега Молоткова со статьей о его творчестве саратовца Владимира Вардугина.

Главный редактор

Народный сатирик

Олег Молотков

… Мы поведаем об Олеге Молоткове, настоящем русском сатирике, которому наши эстрадные мэтры не раз чинили заторы, осложняя его и без того трудный творческий путь...

Себе отказывая в пище,

Я в год откладывал по тыще,

Чтоб через десять долгих лет

Сел в свою «Волгу» мой скелет…

Автор этих строк, как говорится, широко известен в узком кругу... Точнее, многим известны иронические стихи, написанные саратовцем Молотковым. Вот, например, самое известное его произведение «Человеческая комедия»:

Мама, сказка, каша, кошка,

книжка, яркая обложка,

Буратино, Карабас,

ранец, школа, первый класс,

грязь в тетрадке, тройка, двойка,

папа, крик, головомойка,

лето, труд, колхоз, солома,

осень, сбор металлолома,

Пушкин, Гоголь, Дарвин, Ом,

Ганнибал, Наполеон,

Менделеев, Герострат,

бал прощальный, аттестат,

институт, экзамен, нервы,

конкурс, лекция, курс первый,

тренировки, семинары,

песни, танцы, тары-бары,

прочность знаний, чет-нечет,

радость, сессия, зачет,

стройотряд, жара, работа,

волейбол, газета, фото,

общежитье, «взятка», «мизер»,

радиола, телевизор,

карандаш, лопата, лом,

пятый курс, проект, диплом,

отпуск, море, пароход,

по Кавказу турпоход,

кульман, шеф, конец квартала,

цех, участок, план по валу,

ЖСК, гараж, квартира,

теща, юмор и сатира,

детский сад, велосипед,

шашки, шахматы, сосед,

шашлыки, рыбалка, лодка,

раки, пиво, вобла, водка,

сердце, печень, лишний вес,

возраст, пенсия, собес,

юбилей, банкет, награда,

речи, памятник, ограда.

1975 г.

Впервые это произведение появилось в «Крокодиле» более тридцати лет назад. Молотков был неуправляем и запретных тем не признавал. На выездной встрече редакции «Крокодила» с саратовской общественностью ведущий вслух читал переданные из зала вопросы. Высокие залетные гости, видно, просто забыли, что в зал мог попасть местный сатирик О. Молотков. Ничего не подозревающий ведущий развернул очередную записку и начал громко читать… начиненную динамитом молотковскую эпиграмму:

Ах Россия, гордость мира!

Ты читающая вся!

Отчего ж твоя сатира

пресмыкающееся?..

1982 г.

Установившаяся поначалу тишина битком набитого зал была грознее весенней грозы… В самом деле, кто раньше обращал внимание на то, что название первого официального в СССР сатирического органа печати так созвучно главному качеству подхалимов, приспособленцев и лицемеров, то есть героев, которых, вроде, нещадно бичевал «Крокодил»?.. Каково было столичным дядькам, которые сытно жили при советских вождях, терпеть едкое слово какого-то безвестного Молоткова!..

Разумеется, смелый сатирик попал после этого в «черный» список, в печати он мог появиться только под псевдонимом или под именем человека, которого даже никогда не встречал… Правда, в столичных редакциях его замечательные репризы знали, ценили, но печатать не хотел и не решался никто. Сатира Молоткова не укладывалась в прокрустово ложе советской литературы застойных времен. А его упрямый нрав, масштабность фигуры только раздражали заангажированых мэтров «веселого» жанра. Но Олег не сдавался, не молил о пощаде, бился с настоящими лицедеями до конца. Вот, например, его очередная лаконичная эпиграмма, посвященная «штатным сатирикам», которые постарались, чтобы произведения Молоткова навсегда остались под редакционным сукном:

…А когда сатирик сыт?

Лишь когда по ветру…

Ну, что мог ожидать от жизни человек, слова которого доставали до печенок даже самых «крутых», но, по сути, ручных сатириков и юмористов?..

Однако жизнь все же предоставила однажды Молоткову замечательный шанс: в начале девяностых годов был объявлен всероссийский отборочный конкурс для участия в «Одесской Юморине». А поскольку его первый этап проводился не в столице, и не в Одессе, а в русской провинции, то, может быть, по этой причине жюри проглядело: и саратовец легко получил выход в финал.

В Одессу мы поехали с Олегом вместе: он попросил составить кампанию, чтобы отбиваться вдвоем... На всякий случай я заручился тогда журналистской аккредитацией журнала «Работница», где неожиданно напечатали мой залежалый «пасквиль на существующий строй», а также прихватил фельетоны, опубликованные в «Литгазете» и других столичных журналах. Но в солидном одесском жюри были люди, которые провинциалов не жаловали, а Молоткова попросту терпеть не могли… И когда на сцену поднялся могучий волжанин, они, вытянув шеи, завозились и напряглись. Свои монологи Олег читал в тишине: одесситы и гости с ревностным удивлением обнаружили, что саратовский мужик хлещет сильнее знаменитых столичных эстрадных господ. Но жюри, в котором сидели те самые «сытые сатирики», которых как-то крепко уел Молотков, угрюмо молчало и к минимуму сводило очки...

По памяти воспроизведу самые дерзкие молотковские вирши, которые в пору, когда многие еще отбивали на партсобраниях ладоши, мог сочинять и публично читать лишь Молотков:

* * *

Отчего, скажи мне, Хаим,

Мы вождей умершим хаим?

А ты попробуй, друг мой Лева,

И похай вождя живого?..

Вся Одесса напряглась после этого первого монолога: Молоткова слушали как генсека на съезде, а он бесстрастным голосом препарировал жанры, выдавая сокровенную суть:

РОМАНТИЧЕСКОЕ

Современные романы

Не жильцы на этом свете.

Современные романы

Мы читаем в туалете.

По листочку отрываем,

Сидя в комнатке заветной.

Ведь не зря их выпускаем

На бумаге туалетной.

ПРОЗАИЧЕСКОЕ

Писателю орден вручают,

заслуги его отмечают.

Читателям бы по медали

писателя этого дали!

ЖИТЕЙСКОЕ

Три хронических бронхита,

астма, грыжа, два рахита,

диабет, радикулит,

ревматизм, нефрит, колит,

восемь язв, две пневмонии,

двадцать две неврастении,

геморрой и паратиф –

наш здоровый коллектив.

ГРАЖДАНСКОЕ

На эту тему пишем все мы,

а нас поболее, чем полк.

Не обошел я этой темы,

Ведь это мой гражданский долг.

Читал я полный вдохновенья

стихи свои, но мне один

товарищ после выступленья

Сказал: «Пройдемте, гражданин!»

1987 г.

* * *

Когда вам имеющий власть прохиндей

Вещает с экрана, что любит людей,

Мы все понимаем, что это не бред.

Он любит людей как любой людоед.

Конечно, можно задаться резонным вопросом, почему сейчас, когда, казалось бы, не осталось запретных и неизведанных тем, Молотков остается почти безвестным поэтом? Дело в том, что в творческой сфере, и особо в сатире, как нигде сильна конкуренция, и на высокую сцену не всегда пробиваются самые способные авторы, чаще на ней появляются люди, которые половчей… А народный поэт-сатирик Олег Молотков из другой – настоящей породы: он тянет свой крест, сознавая, что меняться порядочному человеку нельзя… Вот на сей счет его ироничные мысли:

Пою я песню грустную

в моем родном краю,

поскольку боль я чувствую

чужую как свою.

Олег Молотков выговаривал правду за тех, кого не хотели услышать. Он писал за весь простой русский народ, как будто бил молотком – наповал… Разумеется, его смелый дар не принес, как другим – более осторожным, удачливым, хотя чаще всего менее даровитым – почестей, благосостояния и наград.

Но теперь после инсульта он болен. И самую большую радость ему доставляют известия о том, что его «ироничные миниатюры» кто-то помнит и где-то читают. Быть может, эта публикация поддержит его. А если, вдруг, в будущем цикле «Бесед о русской литературе» появится как-нибудь выпуск о творчестве Молоткова, то, думаю, это будет по справедливости. Ведь, его простые по форме стихи исполняют главную миссию литературы – защищать достоинство обыкновенного человека, не считаясь с опасностью и даже вызывая огонь на себя...

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=10062010124118&oldnumber=536