"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 29 (543) от 02.09.2010

Образование

Школа накануне перемен?

Екатерина БОГДАНОВА

В канун 1 сентября система образования зашевелилась и заговорила о перспективах. В основном – о переходе на новый образовательный стандарт в рамках реализации ФЗ № 83 и сопутствующих ему проблемах. Дискуссия первого дня форума под вывеской «Современное образование: новые требования, новые возможности, новая ответственность» прошла на базе МОУ «Лицей № 2» 27 августа.

Форум, или круглый стол – на самом деле, такую форму работы в этом году впервые избрали для себя участники традиционной августовской встречи педагогического сообщества города. При этом второй день форума плавно сводил обсуждение к практике: планировалось провести его на площадках разных учебных заведений, с мастер-классами и прочими, не выходящими за рамки дозволенного, жанрами. Но и круглый стол первого дня был не совсем обычным. Присутствующих сразу же призвали к открытому и откровенному общению – не в форме тягучих докладов, а в форме высказывания по наиболее волнующим проблемам, вопросам по существу и обсуждений. Разумеется, без какого-либо регламента.

К участию во встрече были приглашены руководители общеобразовательных учреждений – победители конкурса «Лучшая школа области», директоры учреждений дополнительного образования и заведующие детскими садами, победители конкурса лучших учителей в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», представители органов местного самоуправления, общественных организаций. В общем, круг заинтересованных лиц был широким, а потому выглядел компетентным. Курировали мероприятие министр образования области Гарри Татарков, и. о. главы администрации МО «Город Саратов» Алексей Прокопенко, замглавы администрации МО «Город Саратов» по социальной сфере Ольга Баталина, депутат Саратовской городской думы Лариса Горбанева.

По сути, обсуждение началось с доклада директора МОУ «Гимназия № 1» Марии Струнковой. Одно из старейших и престижнейших саратовских учебных заведений вошло в число экспериментаторов, которые с 1 сентября приступят к апробации новых образовательных стандартов. Видением своей дальнейшей работы, процессом подготовки к ней и поделилась с присутствующими Мария Стрункова. «Создан один документ для урочной и внеурочной деятельности, – рассказала о сути нововведений директор. – Такого еще не было. В этом документе четко обозначены требования к результату. Это накладывает огромную ответственность на каждого учителя, на все педагогические коллективы в целом. Результаты должны быть не только предметные, но и личностные. И задача образовательного учреждения – сделать все возможное для достижения этих результатов». Поскольку «на первое место ставится воспитание ребенка в процессе обучения», отныне к этой нелегкой работе наравне с учителями смогут приобщиться и родители. Последние получат возможность выбирать, какие дополнительные дисциплины шесть часов в неделю будут осваивать их дети.

Услышав такое обещание, Гарри Татарков не удержался от предметного вопроса и попросил Марию Михайловну в доступной не посвященному в тонкости новой образовательной программы родителю объяснить, что нового сможет предложить для его чада школа. Ответ оказался многообещающим: Стрункова пообещала, что, какую бы факультативную деятельность ни захотел осваивать маленький гимназист, будь то бальные танцы, каратэ или лечебная физкультура, учебное заведение сделает все возможное для привлечения к этому соответствующих специалистов. Выбор, по словам Струнковой, остается за детьми и родителями, поэтому предмет для изучения волен оказаться сколь угодно экзотичным.

«Отдел образования совместно с директорами школ должен искать, что индивидуальное, эксклюзивное школа может предложить», – в свою очередь, внес предложение Алексей Прокопенко. И даже высказался за проведение встреч-семинаров директоров, педагогов, представителей органов образования и прочих заинтересованных персон, на которых каждое образовательное учреждение продемонстрирует свои индивидуальные наработки и достижения. «У нас должно быть сто одиннадцать индивидуальных лиц», – таким увидел недалекое будущее саратовских гимназий, колледжей, лицеев и прочих учебных заведений Алексей Прокопенко.

Вопрос перехода, пока еще пробного, отдельных учреждений-первопроходцев в режим автономии прозвучал на примере физико-технического лицея № 1. Со стороны можно было бы подумать, что уже имеющему опыт привлечения внебюджетных средств лицею подобный переход особого труда не составит. Но, как рассказала директор ФТЛ Людмила Правдина, вырабатывая новую схему функционирования, персонал столкнулся с рядом непредвиденных осложнений. В частности, возникла необходимость смены устава, в чем без грамотных юристов не обойтись, в целях повышения конкурентоспособности на рынке коммерческих услуг желательно проведение ремонта в корпусах. И это только малая толика проявившихся проблем. В результате сошлись на том, что директорам учебных заведений, готовых апробировать новую систему с 1 сентября, нужно делиться опытом и достижениями друг с другом.

Звучали жалобы на нерасторопность работников городского комитета по экономике, имеющих обыкновение немыслимо затягивать утверждение смет с формируемыми директорами перечнями платных услуг. В озвученных обвинениях желательный для утверждения смет сентябрь превращался в май. Со своей стороны, Прокопенко пообещал взять этот вопрос на контроль.

«Школа – это самый суровый институт, который существует в нашей системе, – без обиняков провозгласил Татарков. – Мы должны создать комфортную среду».

Главное, что уже очень скоро станет понятно, для кого именно эта созданная среда окажется наиболее комфортной. А в этот августовский день педагоги разошлись, выразив надежду на проведение подобного рода круглых столов и впредь.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=2092010010746&oldnumber=543