"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 29 (543) от 02.09.2010

Человек и Закон

От милиции – к полиции

Обсуждаем проект закона «О полиции»

А.Д. НИКИТИН

7 августа 2010 г. был опубликован проект нового закона «О полиции», разработанный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 2010 г. № 208 «О некоторых мерах по реформированию министерства внутренних дел Российской Федерации».

Статья первая

Как декларируется разработчиками данного проекта, основными целями законопроекта являются: «закрепление партнерской, а не доминантной модели взаимоотношений полиции и общества; четкое определение обязанностей и прав полиции и правового статуса сотрудника полиции; обеспечение правовых гарантий укрепления законности в деятельности полиции и повышение результативности ее работы; усиление антикоррупционной составляющей в деятельности полиции; освобождение полиции от несвойственных ей функций и дублирования функций других государственных органов». Именно с этих принципиальных позиций и интересно было бы нам с вами, уважаемые читатели и оценить содержание законопроекта.

Лично меня, как правозащитника, в указанном законопроекте интересуют отражение следующих проблемных моментов:

1. Конкретизация полномочий как полиции в целом, так и отдельного сотрудника.

2. Механизм государственного и гражданского контроля за соблюдением законности, прав и свобод в повседневной деятельности.

3. Прозрачность деятельности органов полиции. Формы и порядок отчетности перед населением по итогам своей деятельности.

4. Возможности защиты честных полицейских от коррупционеров-оборотней в погонах.

В конце-то концов главное, о чем мы с вами еще не раз будем говорить и подчеркивать при обсуждении данного проекта, станем ли мы с принятием данного закона чувствовать себя более защищенными, чем сегодня, и возрастет ли у нас чувство доверия и уважения к тем, кто взял на себя эту трудную и опасную работу днем и ночью охранять наш покой. Дает ли этот проект нам шанс надеяться, что всем гражданам станет жить в России лучше и свободней?

Но прежде чем перейти к конкретному обсуждению, мне хотелось бы отметить, что объявленное общенародное обсуждение, на мой взгляд, является показателем несвободы нашего общества. Наше общество атомизированно, члены общества не научились и не умеют осознавать и отстаивать коллективные и групповые интересы. При всенародном обсуждении создается фальшивое, а потому вредное представление о реальной возможности каждого отдельного человека повлиять на содержание проекта закона. Я думаю, что всем ясно, что всенародное обсуждение ведется не на уровне экспертных знаний и анализа специалистов, а на уровне обывательской психологии, эмоционального восприятия норм и положений закона, а поэтому уже, по определению, не может быть интересным и качественным. Кроме того, у российской власти давно, еще с времен застоя, отработан эффективный механизм «экспертного отсеивания» неугодных власти предложений. То, что этот механизм заработает и на этот раз, у меня никакого сомнения нет.

Почему же, понимая все это, я принимаю участие во всенародном обсуждении данного проекта. А потому, что перед правозащитным движением и всеми честными и ответственными гражданами стоит задача превратить всенародное обсуждение в мощное общественное движение, в мощную общественную кампанию за принятие демократического закона «О полиции». Главная задача стоит не столько в том, чтобы его улучшить, сколько в том, чтобы не допустить его ухудшения и выхолащивания в Государственной Думе. Эта общественная кампания не должна закончится сроками всенародного обсуждения. В этот период движение только должно зародиться и иметь своей целью донести до каждого добросовестного депутата Государственной Думы сначала концептуальные замечания, а после принятия законопроекта в первом чтении - наше демократическое наполнение содержания каждой отдельной статьи законопроекта.

Работа эта огромная. Каждый, кто помнит общественную кампанию по принятию нового УПК РФ или Административного кодекса РФ, знает, какие трудности всех нас ждут на этом непростом пути организации общественного давления на депутатов Государственной Думы и конструктивного сотрудничества с ними.

Первоначально я обращаюсь к читателям, желающим принять участие в общенародном обсуждении: не стесняйтесь и не ленитесь отправить все ваши предложения в письменной форме в адрес всех депутатских фракций Государственной Думы, всех депутатов, избранных от Саратовской области, вне зависимости от партийной принадлежности. Следите за информацией с оценкой данного законопроекта на сайтах ведущих правозащитных организаций.

Однако перейдем непосредственно к законопроекту. Я его буду оценивать с точки зрения концептуальной целостности и соответствия заявленным выше целям и задачам.

Прежде всего закон «О полиции», если его сравнивать с действующим законом «О милиции», качественно лучше и, следовательно, будет всем нам полезней. И уже по этой причине закон надо принимать, несмотря на большие финансовые затраты, которые неизбежны только, например, в связи с внедрением нового названия.

Однако, на мой взгляд, предлагаемый закон страдает серьезными недостатками, о которых мне и хочется порассуждать вместе с читателями.

Законопроектом предлагается определить следующие основные направления деятельности полиции в порядке приоритетов:

1) предупреждение преступлений и административных правонарушений;

2) выявление, пресечение и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

3) розыск лиц и похищенного имущества;

4) пресечение административных правонарушений и производство по делам об административных правонарушениях;

5) охрана общественного порядка;

6) обеспечение безопасности дорожного движения;

7) контроль за оборотом оружия;

8) контроль за частной детективной и охранной деятельностью;

9) охрана имущества и объектов по договорам;

10) государственная защита участников уголовного судопроизводства, судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов;

11) оказание помощи гражданам, федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, общественным объединениям, а также организациям независимо от формы собственности, должностным лицам этих органов и организаций в защите их прав и законных интересов.

Лично я считаю, что из функций полиции необходимо исключить охрану имущества и объектов по договорам. Это платное оказание услуг, элемент коммерческой деятельности полиции, а следовательно, не соответствует коренным целям и задачам полиции. И не дело полиции конкурировать на рынке с частной охранной деятельностью. Такая конкуренция обязательно приведет к коррупции и злоупотреблениям. Тем более, что на полицию возлагается контроль за частной охранной деятельностью.

Мне могут сказать: у нас уже сформировалась мощная вневедомственная милиция, которая имеет и опыт, и техническое оборудование, и кадровое наполнение. Все это так, но в интересах общества необходимо преобразовать эти подразделения в частные. А сотрудникам этих подразделений либо перейти в другие подразделения полиции, либо остаться в частном охранном предприятии.

Вторая глава проекта закона посвящена принципам деятельности полиции, которые разработаны, как заверяют авторы, с учетом высокого уровня конфликтности в той сфере, в которой ей придется действовать.

Такими принципами являются: соблюдение прав и свобод граждан; законность; беспристрастность; открытость и публичность; обеспечение общественного доверия и поддержки граждан; взаимодействие и сотрудничество полиции с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями и гражданами; использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем.

В этой части я бы добавил к соблюдению прав и свобод еще и «охраняемые законом интересы граждан». Лично мой опыт говорит, что основная масса обращений граждан в органы милиции и контактирование с ними происходит не в связи с правами и свободами, а в связи с охраняемыми законом частными интересами. Права и свободы у нас строго перечислены в Конституции Российской Федерации. Охраняемые законом интересы не перечислены. Ибо их перечислить невозможно. Следовательно, оценка наличия потребности в охране, а также констатация факта такого нарушения или ущемления станет уделом самих сотрудников полиции и мы становимся заложниками их профессионализма и добросовестности.

Хотя, может быть, на уровне закона такая детализация и не так важна.

(Продолжение следует)

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=2092010011503&oldnumber=543