"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 29 (543) от 02.09.2010

Книжная Полка

Еще раз о «неправильном народе»

Юрий ЕПАНЧИН

(Яковенко И.Г. Политическая субъектность масс. М.: Новый хронограф, 2009)

Такие книги пишутся для интеллектуалов с чувством собственного превосходства. Обилие ученых слов и якобы непререкаемые теоретические выкладки должны убедить в «строго научном» подходе, неотмирной «объективности», стоящей «по ту сторону добра и зла». Автор ни за что не согласится, что вдохновлен вполне одиозной идеологией, он будет доказывать, что занимается «чистым исследованием». С легкостью «басманного суда» он выносит приговор целому народу.

Исходный посыл Яковенко состоит в том, что русский народ погружен в царство архаики и совершенно неспособен к нормальной политической жизни. Он не является субъектом политики, а только ее объектом. Не власть ломает народное правосознание, а народ производит ту власть, которая ему удобна. Русские уверены, что «политика – это грязное дело», и поэтому готовы доверить государственное управление любым мошенникам и уголовникам, лишь бы самим не запачкаться. У них напрочь отсутствует гражданское чувство.

Но и Яковенко признает, что в Киевской Руси были иные взаимоотношения между княжеской властью и народом. Славяне не только приглашали князей «владеть» ими, но и «указывали им на дверь». В древней Руси сохранялись традиции «военной демократии», часто собиралось вече. Эти традиции были прерваны монголо-татарским нашествием. Крупнейшие города (центры политической жизни) были разрушены. Свободные граждане были перебиты или угнаны в рабство. Слой активных людей был вырублен. Поэтому новое Московское Царство возникло не как наследник древней Руси, а как преемник Золотой Орды. Московские князья (впоследствии – цари) тяготели к деспотической власти и не допускали самодеятельности населения. Но русское население было благодарно царской власти уже за то, что она оградила его от набегов татар и междоусобных войн. Это прочно было усвоено народными массами и воплотилось в образе «царя-батюшки». Когда говорят, что неблагодарность – удел подлого человека, то русский народ подлостью не отличался.

Беда русского народа заключалась не в подлости простых людей, а в подлости его элиты. Полностью несамостоятельная, холопская в отношении власти, чванливая и необразованная, она относилась к подвластным людям чисто потребительски, изымая не только весь прибавочный продукт, но и часть необходимого. Народ бежал от таких «эффективных собственников». В ответ «элита» прибегла к его закрепощению. Это было решающим фактором в деградации русского народа. Ему просто не с кого было брать пример. Если в других странах элита «подтягивала» народ до себя, то в России, напротив, – опускала. Парадокс: в XVII веке в России был больший процент грамотного населения, чем в XVIII. Русские старообрядцы были книжниками и грамотеями и… безжалостно уничтожались правительством. Не их вина, а их беда, что старообрядческое движение было задавлено и поэтому не стало полноценной Реформацией.

Реформы Петра окончательно закабалили народ. Через сто лет элита даже забыла родной язык и стала разговаривать по-французски. Какой диалог мог быть между ней и народом, если они, в точном смысле слова, разговаривали на разных языках. Понадобился гений Пушкина, чтобы приобщить аристократию к родному языку. В результате Петровских реформ возникло неорганическое западничество, когда культурные достижения элиты не улучшали положение народа, а усугубляли его тяжелое положение. Веками копившаяся злоба выплеснулась в 1917 году. На этом сыграли беспринципные демагоги во главе с Лениным.

Большевистский режим вовсе не приобщил Россию к цивилизации. Он, напротив, окончательно сломал духовные и физические силы народа, лишив его даже частной жизни. Поэтому сетования Яковенко, что население современной России не хочет «заниматься политикой» и не знает других интересов, кроме интересов собственной семьи, совершенно не по адресу. Дайте народу хотя бы отдышаться. Тем более, что он никогда и не был хозяином в собственной стране. И «элита» этого по-настоящему боится, готовит себе отходные пути (переводит миллиарды в зарубежные банки, вывозит детей в иностранные университеты). Чует кошка, чье мясо съела! Современная власть по-прежнему мешает русскому народу превратиться в полноценную нацию. Без всяких видимых причин раздувают жупел «русского фашизма», пытаются внедрить программу «Россия без русских».

Но, в целом, аргументация Игоря Яковенко заслуживает того, чтобы в ней разобраться. Не следует только забывать о ее тенденциозной односторонности.

Книга поступила в магазин «Оксюморон» (проспект Кирова, 52).

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=2092010012509&oldnumber=543