"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 29 (543) от 02.09.2010

Книжная Полка

Ефим Водонос о художественной жизни Саратова

Людмила ПАШКОВА (www.radmuseumart.ru

В августе 2010 года Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева разместил в сети Интернет на портале «Новости Радищевского музея» книги Ефима Исааковича Водоноса, сотрудника Радищевского музея, заслуженного деятеля искусств России, известного ученого, авторитетного исследователя истории русского искусства.

Водонос Е.И., заслуженный деятель искусств России, известный ученый, авторитетный исследователь истории русского искусства и художественной критики конца ХIХ – первой трети XX века, более 30 лет он возглавляет работу отдела русского искусства Саратовского Радищевского музея. Под его руководством и при его участии осуществлена подготовка к печати академического каталога «Русская живопись XVIII – начала XX века», со всей полнотой текстовой и визуальной информации представляющего богатую коллекцию отечественной живописи первого провинциального музея России.

Автор рассматриваемого проекта практически ежегодно участвует в научных конференциях: в Саратове (I–IX Боголюбовские чтения), Санкт-Петербурге, Астрахани, Казани, Красноярске, Самаре и других городах. Е.И. Водонос – автор множества статей, опубликованных в научных сборниках, энциклопедиях, специализированных журналах, прессе.

Недавно вышедшая из печати книга Е.И.Водоноса «Выдающиеся мастера «саратовской школы» в зеркале художественной критики. 1900–1932» (Саратов, 2003) ввела в научный оборот массив труднодоступной информации – архивные документы, в том числе мемуарные и эпистолярные источники, статьи в художественных журналах начала XX века, прессе и периодических изданиях. Данный в книге обширный обзор публикаций по оценке критиками-современниками одного из наиболее ярких региональных явлений художественной жизни России – «саратовской школы» – обогатил научную полемику по проблемам художественной жизни России первой трети XX века. Это издание получило признание и высокую оценку профессионалов и массового читателя.

В новом проекте Е.И. Водоноса «Художественная жизнь Саратова в эпоху культурного взрыва» автор последовательно продолжает разрабатывать важную исследовательскую тему, являющуюся предметом его давнего научного интереса. Известно, что многие аспекты культурной жизни Москвы и Петербурга в постреволюционное время становились предметом исследований и публикаций. Известно также, что в отдельных провинциальных городах (Витебск, Казань, Ярославль, Омск, Пермь, Самара и др.) политические катаклизмы времени активизировали социокультурные процессы. В настоящее время осознанное, вне политической конъюнктуры, изучение сложных и неоднозначных процессов, происходивших в эту эпоху в российской провинции, представляется весьма актуальной и интересной темой.

Е.И. Водонос, опираясь на широкий круг неопубликованных (архивных) источников, труднодоступных малотиражных изданий (каталоги выставок, манифесты), газетных публикаций, дает многоаспектную структурированную картину культурной жизни Саратова в постреволюционное десятилетие. Саратов как город давних и богатых художественных традиций и центр культурной жизни Поволжского региона представляет особо показательный и чрезвычайно интересный опыт как продолжения традиционных форм социокультурной жизни, так и возникновения новых. Особое внимание исследователя привлекают процессы функционирования самобытных местных авторов, явлений, форм в условиях все усиливающейся политической конъюнктуры. Логичная структура будущей книги предполагает рассмотреть и проанализировать происходившие процессы в области изобразительного искусства и художественного образования, театра, и, отчасти, в литературе и театре. Безусловно, важно то, что рассмотрены они сквозь призму их влияния на местное общество и резонанса в столицах.

Богатство привлекаемого материала, осмысленно вводимого в научный оборот, широта сопоставлений с художественными процессами других регионов России, взвешенность и трезвость оценок различных явлений культурного быта эпохи и творческой практики отдельных мастеров делают предполагаемое издание интересным не только для узкого круга профессиональных историков изобразительного искусства, но и для специалистов сопредельных областей - литературоведов, театроведов, а также для многочисленных любителей искусства, особенно же для студенческой аудитории. Уверена, что оно окажется ценным пособием для всех, кто изучает развитие культуры этого периода русской истории.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=2092010013130&oldnumber=543