"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 29 (543) от 02.09.2010

Вернисаж

Геометрия трех букв

Елена СЛУХАЕВА (www.radmuseumart.ru

3 сентября в Доме Павла Кузнецова, филиале Радищевского музея, в 16.00 часов состоится открытие выставки ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА Леонида Петрушина «ДОМ-ТЕКСТ» (Москва-Саратов).

Выставочный проект Дома Павла Кузнецова ДОМ-ТЕКСТ, ставящий целью привлечь внимание власти Саратова к состоянию и деятельности этого филиала Радищевского музея, в этот раз сделал серьезную заявку на включение в ряд проектов на международном уровне.

«Геометрическая фонетика» Леонида Петрушина является продолжением основной темы художника – большой серии графических триптихов «Кинетические объекты». Идея новой серии выросла из особенности русского языка – большого количества слов, состоящих из трех букв. Позже художник начал использовать трехбуквенные слова французского языка. По существу, это было созданием нового пластического языка, состоящего из букв-модулей строго геометрической формы. Геометрия каждой буквы и фона (соответственно белого и черного цвета) – это квадрат, прямоугольник и треугольник, иногда составляющие приемом наложения более сложные фигуры.

История искусства уже знала создание новых пластических языков: языка лирической абстракции В. Кандинским, языка геометрической абстракции К. Малевичем, П. Мондрианом, «пластических единиц» В. Вазарели. Подобно буквам алфавита, складывающимся в слова, а слова – в предложения, модули языков в живописи и графике складываются в произведения изобразительного искусства.

Язык «геометрической фонетики» Л. Петрушина – несомненное творческое открытие или, если хотите, изобретение художника. Букву, являющуюся графическим знаком для изображения звука, художник приводит к геометрическому знаку, тем самым превращая ее в новую универсальную пластическую единицу. Сочетание геометрических фигур в буквах и фоне, их визуальное движение при прочтении конкретных слов в таких лентах и плоскостях – является второй частью названия нового пластического языка этой серии - фонетикой.

Три буквы-знака с фоном составляют триптих, триптихи складываются в ленты, ленты заполняют плоскости, которые могут увеличиваться до бесконечности. Язык геометрической фонетики, обладая универсальностью, может постоянно обновляться, привлекая слова и буквы разных языков. Увеличение масштабов лент и плоскостей, а также конструирование из них геометрических форм в пространстве: колонн круглых, треугольных, квадратных и многоугольных в сечении, эффект обматывания лентами или покрытия плоскостями уже имеющихся объектов, позволяет, применяя современные технологии, использовать этот прием в индустриальных, архитектурных сооружениях.

Есть в этой игре ума, создавшей новый язык геометрической фонетики, игровой элемент иного плана, лежащий на другом интеллектуальном уровне. Один уровень: геометрия-пластика-движение-пространство-архитектоника. Другой: геометрия-пластика-движение-шрифт-шифр. Соотнесение прочтения конкретных слов с модульным применением их конструирования на конкретных плоскостях или объемах вносит особый кодированный смысл и содержание в получившийся арт-объект. Таковым и является проект «Дом-текст» на Доме Павла Кузнецова в Саратове. Относящиеся именно к этому мемориальному дому ключевые слова: ДОМСАДДАР придают адресность явлению универсального характера.

Всех гостей в этот день ожидает сюрприз-перфоманс. Каждый желающий вместе с художником сможет поучаствовать в акции: добавить в слово СТЕПЬ, выложенное на газоне перед Домом-музеем, краски и различные элементы.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=2092010013246&oldnumber=543