"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 31 (545) от 16.09.2010

Земельный Вопрос

Земля Саратова: старое и новое

Елена ТАЛПЭУ

Наверное, только ленивый не рассуждал на тему реализации городской властью Саратова полномочий по распоряжению земельными участками. Эти полномочия, напомним, сначала были отобраны, а потом возвращены городскому земельному комитету от областного комитета по управлению имуществом. Между этими двумя знаковыми событиями администрация Саратова в земельном вопросе была связана по рукам и ногам и не могла распоряжаться земельными участками, находящимися в черте города.

Возвращение земли городу явно не понравилась многим финансово-промышленным группам, которые не успели еще отхватить все участки саратовской земли. Волна критики в адрес земельного комитета, захлестнувшая город и распространяемая через многочисленные «независимые» СМИ, свидетельствует о явном нежелании этих бизнес-группировок поубавить свои аппетиты и действовать в рамках правового поля.

Достаточно долгое время многочисленные поводы для критики «любезно предоставлял» и сам земельный комитет. Это, прежде всего, было связано с объективной необходимостью разобраться исполнительному органу – администрации города — с доставшимися ему полномочиями. Таким образом, вначале основные его усилия были направлены прежде всего на решение текущих проблем, а вопросами управления земельными ресурсами города администрация практически не занималась.

Но болезненный переходный период уже позади. По мнению многих специалистов в земельном вопросе, а также людей, непосредственно занятых в работе городского земельного комитета, сейчас в Саратове проблемы в вопросах управления и распоряжения землей на уровне города начали потихоньку разрешаться. Но обо всем по порядку.

На данный момент в Саратове сложилась такая тенденция, когда люди оформляют себе участки в целях дальнейшей ее перепродажи. Соответственно, потом возникает куча вопросов по разделу этой земли, потому что в больших объемах освоить никто не может. Землю начинают делить. В связи с этим одной из главных стратегических целей для городского земельного комитета является создание условий для предоставления земельных участков тем людям, которые ее будут осваивать и, соответственно, будут за нее платить.

Отследить подобные негативные явления с неиспользованием и перепродажей земли очень просто, прежде всего потому, что ведется строгий учет всего этого. Когда приходит время платить поквартально, за полгода, либо за год, земельный комитет сам сводит все таблицы по арендованным участкам и получает ясную картину, платят ли за эту землю или нет. Таким образом, давным давно забыта позиция, когда земельные участки только выдавались и оформлялись людям, а дальнейшая их участь практически никого не интересовала. Сейчас, если за землю не платят и ее не используют по целевому назначению, данные земельные участки будут изыматься и передаваться тем людям, которые намереваются эти участки осваивать и, соответственно, будут за них платить. Стоит отметить, что это большое пополнение для бюджета города.

В этих целях в земельном комитете существует так называемый отдел земконтроля. Именно он занимается контролем за использованием данных участков по целевому назначению, т. е. отслеживает: строят или не строят, осваивают или не осваивают предоставленный земельный участок.

Если земельные участки не осваивают в течение, как положено по закону, трех лет, принимается решение о том, чтобы их изъять и либо выставить на аукцион для продажи, либо все-таки отдать их другим арендаторам, которые будут их использовать по целевому назначению и платить за них. Отдел земельного контроля – новая сформированная структура земельного комитета. Раньше как таковой он не существовал, а был привязан к отделу по правовым отношениям, где земельным контролем занимались 2–3 человека.

Сейчас этот сектор выделили отдельно. Работает в нем 12 человек, у которых четкие распределения обязанностей. Каждый район города закреплен за определенным человеком, который будет отслеживать полностью всю картину, которая происходит по данному району. Соответственно, 6 человек будут вести все 6 районов. Они все будут взаимозаменяемыми, чтобы в отсутствие одного другой человек мог спокойно там себя чувствовать, как рыба в воде.

Проблемы же, возникшие в самом начале процесса передачи земли городу, во многом были связаны с большим количеством правительственных постановлений и распоряжений, систематизация которых зачастую происходила непоследовательно. Самое главное, потребовалось много времени, чтобы сформировать документы: во-первых, все их просмотреть, далее посмотреть, какие были отказы, каких не было, какие были предоставления, потом все это занести в базу и уже вести отслеживание. Действительно, всегда при каких-либо перетурбациях возникает много вопросов, но — время проходит, и все встает на свои места.

Из видимых изменений также можно отметить тот факт, что произошло объединение комитета градостроительства и архитектуры с комитетом по землепользованию. Это, безусловно, большой шаг вперед. Тот факт, что сейчас все будет находиться в одном месте, значительно сокращает сроки прохождения документов. Раньше кадастровые инженеры находились в архитектуре и градостроительстве, что значительно оттягивало сроки принятия решения. То, что все будет в одном комитете, позволит на стадии принятия решения более тщательно отсматривать и отслеживать земельные участки и давать более глубокую и полную информацию по ним.

Таким образом, налаживается и взаимосвязь с кадастровой регистрационной палатой, что позволяет более тесно сотрудничать, обмениваться данными, принимать обоснованные решения. Самое главное – позволяет при прохождении документов укладываться в сроки, установленные законом.

Однако проблем еще очень много. Сейчас особо актуальна тема земельных участков под многоквартирными жилыми домами. Эти участки (порядка 370), которые были оформлены в 2008–2009 годы, имеют кадастровые паспорта. В то же время они не встали на налоговый учет, то есть по ним не передавались и сведения в налоговые органы. Эта основная проблема, которую забыли в прошлые годы и которой никто не занимался. Чтобы ее решить, необходимо провести работу с управляющими компаниями, с ЖСК и т. д., у которых на балансах стоят эти многоквартирные дома. В свою очередь, чтобы начать эту работу, необходимо будет, наверняка, привлечь и глав администраций.

Работу в этом направлении городу предстоит проделать большую: нужно будет рассчитать доли каждого жильца. К примеру, на 3,5 тыс. кв. м. приходится порядка 200–300 жильцов в многоэтажном доме, и с каждым необходимо встретиться, каждому рассчитать его долю и потом все данные собрать и передать в налоговую инспекцию. После такой проделанной работы будет взиматься земельный налог. Наверняка, многие жители даже не знают, что у них есть оформленная земля под квартирами.

Существует также много внутренних вопросов. Не секрет для многих тот факт, что раньше в земельном комитете даже своего архива не было. Документы хранились у кого где: под столом, под стулом и т. д. Конечно, это каменный век. В этом плане, как показывает действительность, в земельном комитете тоже наводится порядок. Как рассказали нам в комитете, теперь все архивные данные заносятся на электронные носители, и каждый желающий может посмотреть, на какой стадии находится процесс оформления его участка.

Также был развеян миф о нехватке земли в городе. Как показывает практика, при желании ее можно найти. Это, прежде всего, как уже было сказано, земли, которые не осваиваются, земли на выезде, прежде всего Ленинский и Заводской районы, земли под ветхим и аварийным жильем и т. д.

Сейчас основная позиция города – выводить большую часть земельных участков через аукционы, чтобы избежать случаев оформления земли с целью наживы. Подобные проявления легко увидеть: там, где участок взят для целей, скажем, строительства, сразу кипит работа. Если же преследуются другие цели – земля просто простаивает.

Прозрачные схемы продажи земли, такие, как аукционы, всегда являются барьером для коррупционных проявлений. Их отсутствие, очевидно, раньше давало почву для волюнтаристских решений чиновников. Не секрет, что долгое время влияние субъективного фактора и возможность коррупционных проявлений играли определяющую роль в осуществлении земельной политики. Сейчас политика городской администрации во многом направлена на то, чтобы сломить этот стереотип и разрушить негативный имидж, сложившийся у населения не без помощи определенных заинтересованных игроков в земельном вопросе.

Таким образом, сегодня пока нельзя сказать, что в вопросах управления и распоряжения землей на уровне города проблем нет. Они имеются, но потихоньку начали разрешаться. Создаются условия для наведения порядка в земельной политике города. Так, постепенно устраняется фактор «безответственности», принимаются меры для сокращения сроков оформления документов, появляется возможность прогнозировать и активно влиять на формирование доходной части местного бюджета от платы за землю, повышается эффективность муниципального земельного контроля, исключительно муниципальных интересов, а не интересов отдельных чиновников или групп лиц, как это активно сегодня многие пытаются преподнести.

Все это вселяет надежду на то, что в основе нынешней городской земельной политики лежит понимание важности создания наилучших условий для развития города, позволяющих пополнять местный бюджет и улучшать условия жизни населения.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=16092010104157&oldnumber=545