"Газета "Богатей"

Личный Опыт

Наши на Монблане

Елена КРОВЯКОВА

Дальше по плану нас ждала ночевка на Эгюй-Дю Миди (3842 м). Как потом оказалось, к подъемнику мы вышли поздновато. А очередь на подъемник из желающих подняться каждый день очень большая. И кого только не увидишь и не услышишь здесь.

(Продолжение. Начало см. в № 30 от 9 сентября 2010 г.)

Нам пришлось прождать 3 часа. Наконец подошла наша очередь и мы поднимаемся в вагончике подъемника. В какой-то момент попадаем в облако и ничего не видно. «Вот это да! – думаю, – а как же мы там передвигаться будем?» И вдруг открывается чистое небо и ослепительное солнце. Раздается дружное «Ах!».

Наверху довольно холодно. Фотографируемся на открытой смотровой площадке, где торопятся сняться все замерзшие туристы. Одеваемся, утепляемся и втаскиваем наши рюкзаки в ледовый туннель. Туда просто туристам хода нет. Здесь альпинисты надевают кошки, связываются и выходят на узкий снежный гребень. Слева обрыв и справа обрыв. А впереди открывается великолепный вид на окружающий горный массив, покрытый снегом. Под ярким солнцем снег ослепляет, без солнцезащитных очков здесь не обойдешься.

В связке цепочкой спускаемся в снежную долину, где, как грибы, виднеются врытые в снег разноцветные палатки. Справа по ходу виден прекрасный скалодром, то есть скалы для лазания. Навстречу идут возвращающиеся группы альпинистов и скалолазов. Как правило, все приветствуют друг друга «бонжур» – независимо от национальности. И это так приятно. Сразу чувствуешь какое-то братское единство с этими спортивными, красивыми, неугомонными людьми, которым, как и мне, просто земли мало, и невзирая на неудобства и непогоду, они рвутся вверх, в горы, чтобы вновь увидеть это великолепие и испытать себя, хватив при этом адреналина.

Перед нами стояла простая задача: проверить снаряжение в условиях снежника и для акклиматизации провести ночевку. Мы выбрали свободное место, расчистили от снега, работая и ногами, и мисками. Под конец, чтобы прикопать установленную палатку, взяли лопату у англичан, соседей. Рядом с нами стояла палатка хорватов, чуть подальше двух девчонок-москвичек, которые окапывались целый день.

Мы сварили на газовых горелках ужин: французский суп-пюре. В высокогорье это довольно тягомотное дело. В общем, все прошло нормально, не считая бессонной для всех ночи. Но это — тоже нормально, это — «горняшка». Утром решили не мучиться с варевом, попили тепленький чай из термоса и вниз, в Шамони.

Еще до ночевки на Дю-Миди мы выяснили, что у нас с питерцами разные стратегия и тактика восхождений. Они не считали нужной акклиматизационную ночевку с последующим спуском вниз. Для себя они выбрали «эконом-класс», то есть переночевать в промежуточном лагере перед Монбланом. На этом этапе наши пути разошлись.

В 7 часов утра мы вышли из гостиницы, доехали на автобусе до подъемника. Я заметила, что ранние пассажиры при посадке в автобус здороваются, а при выходе – благодарят водителя. Мы поднялись на подъемнике, а затем немного проехали на трамвае, типа электрички. Дальше по тропе двинулись в гору. Надо сказать, что одновременно с нами поднималось довольно много групп разных национальностей. Долгий путь шел и по «сыпухе», и по камням, и по скалам, и по снежнику. По дороге встретили переночевавших в хижине Тет Рус питерцев: Сергея, Аню, Виктора и Олю. Девушки решили дальше в горы не идти, и мужчины провожали их вниз. Только одна Ольга осталась наверху в хижине.

Сергей пытался убедить нас не подниматься с тяжелыми рюкзаками вверх до хижины Дю-Гуте, а переночевать с ними в Тет Рус, где они стояли двумя палатками. Но у нас уже были забронированы благодаря гиду Аньез места в хижине, и наши с питерцами пути опять разошлись. После снежника пошли скалы и началось скалолазание. Согретые солнцем скалы приятные, но расслабляться нельзя – не безопасно. А там, где уже конкретно опасно, натянуты проволочные перила.

После длительного подъема мы ближе к вечеру достигли хижины Дю Гуте. Но местный администратор, бойкий кучерявый молодой француз, отказался с нами разговаривать, пока мы не переобуемся. Оказалось, что в «предбаннике» в ячейках аккуратно, согласно указанным размерам, стоят тапочки одноразовые, вот их-то и надо надевать при входе в кафе. Переобувшись, мы оплатили наши места на нарах (по 28 евро/ночь), попили в кафе чайку (4,5 евро/чашка) с нашей закуской. Можно было бы в местном кафе и пообедать, но у нас с собой было кое-что. Мы еще в Саратове закупили энергетические батончики, которые реально калорийные. А еще взяли с собой, и смешали мед, грецкие орехи и изюм.

Явно перебрав сладкого, решили его чем-то заесть. Вскрыли 2 банки французских консервов с сосисками и какими-то кашами. Немного попробовали и опрометчиво оставили все до завтрашнего обеда под нарами, где холодно.

Часов в 8 вечера снизу поднялись трое наших питерцев, чтобы завтра с нами идти на восхождение. Но мест свободных в хижине не было, и администрация предложила им переночевать в кафе где угодно: на полу, на столе или на скамейке, уплатив полную стоимость постельных мест. Хорошо, что у нас были спальники. Ольгу мы положили с нами, а мужчины в наших спальниках спали на полу в кафе. Примерно в 22 часа народ начал укладываться спать. Только рядом лежащие французы долго громко перешептывались и хихикали со своими «мамзелями».

Мы скорее не спали, чем спали. Удивительно, что из 40 человек (в основном мужчин) никто не храпел. Может, потому, что тоже не спали. Но около 2 часов ночи все дружно начали подниматься, собираться и выходить. У кого был заказан завтрак в кафе – завтракали. Мы только попили чай, заказав с вечера в кафе кипяток. Все одевали кошки, связывались и выходили связками на маршрут.

Кто бывал на Эльбрусе, представляет себе эту картину из гирлянды светящихся огней от налобных фонариков участников восхождения на фоне ночного неба и горы. При ясной погоде теряешь ощущение реальности, как будто сама идешь по звездному небу. Красиво!

Примерно через час мы решили перераспределиться по силам, и я с Петей пошли в связке вперед. После длительного подъема в 8 часов утра мы были на вершине Монблана, где и сфотографировались. Как ни странно, но в отличие от Эльбруса там нет ни одного вымпела. Все, кто был там в тот момент, фотографировались со своими эмблемами и флагами. К сожалению, у нас ничего не было.

На вершине было очень холодно и дул ветер, так что дожидаться своих товарищей не было возможности. Опять же кроме нас там было много других желающих, а на вершине не так много места. Поэтому у нас нет общей фотографии на вершине. Остальные просто поднялись попозже. Но нам повезло, что погода была ясная. Ни в предыдущую ночь, ни в последующую этого уже не было.

На спуске мы встретили питерцев, потом Виктора с Верой. Оказывается, они оставили Варю ждать нас с Петей на еще безопасном участке маршрута. У нее когда-то была травма колена и это ей мешало идти, хотя девочка молодая и спортивная.

Монблан (4810 м над уровнем моря), конечно, уступает по высоте Эльбрусу (5642 м). Но из-за довольно протяженного скального участка маршрут показался нам интереснее и немного сложнее. С другой стороны, именно из-за высоты восхождение на Эльбрус занимает приблизительно на 3–4 часа больше и дышать там тяжелее по причине разряженности воздуха и испарений, свойственных Эльбрусу как вулкану.

Когда, прихватив Варю, мы спустились в хижину, нас ждала неожиданная ситуация.