"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 34 (548) от 07.10.2010

Худсовет

Сочная экспрессия

Светлана ТЕНЕТКО

Не секрет, что осень – начало нового театрального и концертного сезонов. Саратовская филармония им. А. Шнитке – не исключение. Не успели затихнуть аплодисменты в Большом зале консерватории, как зрителей ждала еще одна премьера – новый филармонический квинтет «Манго-экспресс» открыл фестиваль джазовой музыки

«Jazz-Inter-Classic».

Фестиваль подобного рода впервые проводится в Саратове и также впервые в джазовом фестивале в двух программах примет участие академический симфонический оркестр филармонии. Джазовые фрагменты из классических сочинений композиторов ХХ века Шостаковича, Стравинского, Шнитке и других, а также джазовые сочинения, написанные в классической манере Цфасмана и Гершвина и импровизации на темы классических произведений Баха, Моцарта, Шопена, Чайковского обусловили собственно идею фестиваля «джаз внутри классики».

В фестивальных концертах планируется участие выдающихся джазовых инструменталистов как из России, так и из зарубежных стран. Уже в этом месяце поклонников джаза ждет встреча с одним из ведущих джазовых музыкантов мира Робертом Анчиполовским (Израиль), позднее с симфоническим оркестром выступит и хорошо знакомый саратовским слушателям выдающийся джазовый пианист Даниил Крамер.

«Откуда возникло название ансамбля», – спрашиваем его руководителя Павла Мангасаряна. «Не надо намекать на мою фамилию», – смеется Павел. Хотя, признаемся, такая версия все же была. Но все оказалось гораздо проще и тривиальнее: сочный, вкусный, экзотический плод манго наилучшим образом отвечал именно тому, что хочет видеть коллектив в своей музыке: яркость, виртуозность, красоту, созвучие исполняемых произведений со зрителем, вызывающее отклик в душе каждого. Поскольку ансамбль джазовый, то становится понятным, что «Манго-экспресс» не просто играет музыку, а подает ее особым выразительным, экспрессивным способом, что заметим, получается у музыкантов на сто процентов.

Премьерный концерт, по словам руководителя ансамбля, оправдал все ожидания: музыканты получили от концерта максимум заряда и драйва и играли с удовольствием. О том, что музыканты не только профессионалы, но и тонкие разносторонние музыканты, публика убеждалась не раз во время концерта.

Осень, как нельзя лучше, подходит джазу по настроению и темпоритму. Свингом падают листья, на пять четвертых или семь восьмых шелестят капли дождя «Осенними листьями» Жозефа Косма. Осень прекрасна в любом городе, но в Париже она, наверное, просто неподражаема, особенно если эта осень – «Mademoiselle chante le blues» в исполнении солистки ансамбля Виктории Ковалевой. И раз мы говорим об осени, то иногда это время года может быть только для двоих, как в одноименном произведении гитариста «Манго-экспресса» Николая Буданова. Не только популярные мелодии звучали в исполнении квинтета; саратовцы, уже не раз слышавшие «Фантазию на тему Астора Пьяццоллы» Павла Мангасаряна, похоже, не прочь видеть ее в каждом концерте этого музыканта.

Программа составлена таким образом, что зрительское внимание ни на минуту не ослабевает, классические инструментальные произведения сменяются вокальными, удерживая эмоционально напряжение драйва в зале, которое только усиливается, когда раздаются звуки танго Консуэлы Веласкес Астора Пьяццоллы. Поскольку, как рассказал нам Мангаарян, у Пьяццоллы в ансамбле было фортепиано, то в концерте к «Манго-экспрессу» присоединилась Ирина Соколова. Думаю, что поклонники танго прекрасно помнят совместные программы Ирины Соколовой и Павла Мангасаряна, посвященные этому удивительному, этичному, страстному и одновременно нежному танцу. Тандем Соколова – Мангасарян, похоже, не распадается даже с созданием Павлом своего коллектива. О том, что настоящий джазмен всегда готов импровизировать, говорено уже достаточно, как и о том, что лучшая импровизация – это подготовленная импровизация.

Все как-то привыкли, что на «бисовки» музыканты повторяют уже звучавшие в программу вещи, но в этот раз последняя «бисовка» была полнейшей импровизацией даже для самих участников. На возглас из зала: «Танго», после чуть заметного замешательства зазвучало утесовское «Сердце». По словам Павла, это не было домашней заготовкой, хотя «Сердце» есть в репертуаре ансамбля. Первые аккорды задал аккордеон Мангасаряна, к которому присоединились клавишные Ирины Соколовой и остальные музыканты. Такие моменты, наверное, бывают не часто, но когда музыканты входят в раж и к этому добавляется еще и экспрессивное настроение, – подобные импровизации проходят на «отлично».

В ближайших планах «Манго-экспресс» сделать еще как минимум три программы: две взрослых и одну детскую программу, ну а как максимум – пять. Насколько это получится при весьма плотном гастрольном графике – покажет время. Возможно, время покажет наконец-то достойную работу звукоинженеров на концертах в таких сложных в акустическом плане залах как клуб СГСЭУ.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=7102010104005&oldnumber=548