Официальный сайт
|
|
Антон БЛАЖЕННЫЙ
Если верить изреченной народной мудрости, ждать обещанного саратовскому отделению «СХР» осталось еще год. Другое дело, что никто из художников уже не верит в то, что им удастся получить от ЗАО «Сарград» адекватные помещения под расположение творческих мастерских. Похоже, не верит в это и городская власть. На днях мэрия официально заявила о своем намерении вернуть Дом художника в муниципальную собственность.
Это заявление вновь взбудоражило умы. Начиная с февраля 2008 года, когда обветшавший памятник истории и архитектуры стал лотом в открытом аукционе, а позже закрепился за ЗАО «Сарград», шумиха вокруг здания не сходила с газетных полос и фигурировала в новостных репортажах электронных СМИ. Главным образом потому, что в переделе собственности пострадали самые беззащитные участники событий – лишившиеся своих мастерских, в буквальном смысле слова выброшенные на улицу вместе со своим скарбом художники.
Со временем шумиха подзатихла, но это еще не значит, что история подошла к счастливому финалу. До финала ей, очевидно, еще очень далеко… Хотя кто знает? Работы по обещанной «Сарградом» реконструкции так и не начались, впереди суровая зима, а аварийное здание трещит по всем швам, ветшает буквально на глазах и, того и гляди, начнет рассыпаться. Радует только одно: все семьи благополучно разъехались по квартирам, чему, надо признать, «Сарград» все-таки поспособствовал.
На прошлой неделе саратовские живописцы вновь собрали пресс-конференцию, на которой поведали журналистам о тяготах существования в подвешенном состоянии. Были вспомянуты все прежние обиды, главным же образом то, какое безобразное помещение под крышей Губернского рынка им предложили занять «Курихин и К» взамен утраченных довольно комфортных условий труда. Теперь, обманутые и изгнанные отовсюду, многие из них вынуждены работать и складировать собственные творения у себя дома. Единственное чудом оставшееся за союзом здание на Советской, 65 просто физически не в состоянии вместить всех обескровленных мастеров. В тесных нетопленых мастерских и без того ютятся по двое-трое человек.
Возмущение и отчаяние перед своим бесправным положением и безразличием со стороны бизнеса и властей даже заставило живописцев решиться на последний шаг – написать коллективное обращение на имя Дмитрия Медведева. В нем авторы не утаили от Президента РФ ничего, в том числе и тех обещаний, которые руководство «Сарграда» щедро раздаривало направо-налево все последнее время. Сначала художников тщетно обнадежили намерением построить мастерские площадью в 1400 квадратных метров во дворе боголюбовской «художки». Позже, когда стало очевидно, что реализовывать этот затратный проект предпринимателям не с руки, живописцам подбросили чуть менее фантастичный, но все же заманчивый замысел – сократить предполагаемую площадь мастерских вдвое и перенести строительство в район Ильинки.
Как пишет газета «Время» (см. № 34 от 4 октября 2010 года), «ускорить процесс выселения существенно помогли новые собственники помещений. По признанию Павла Маскаева, было очень удивительно, когда один из депутатов Саратовской областной думы … по поводу окончательной потери мастерами «пера и кисти» Московской, 125 произнес следующее: «Олимпиаду, ребята, вы уже проиграли, так что давайте, готовьтесь к новой». А потому иллюзий относительно истинных намерений «Сарграда» у «СХР» не возникло.
А что муниципалитет? Конечно, его рвение восстановить справедливость, по прошествии стольких лет, не вполне понятно. Тем более, что из истории не выкинешь тех неприглядных подробностей проведения аукциона, которые в свое время подробно освещало наше издание (№ 2 (472) от 22.01.2009). В этой связи не лишним будет напомнить читателям, как обстояло дело, а заодно и вскрыть результаты одной из прокурорских проверок. Благо, как раз к экс-руководству городского комитета по управлению имуществом Афонину и Великанову и были адресованы основные вопросы следствия. Ведь одним из условий подписания контракта было предоставление новым собственником здания площадей в центре города не менее тысячи квадратных метров для размещения художественных мастерских. В качестве таких площадей первоначальный собственник Дома художника ООО «Эльма» предложило второй и четвертый этажи торгового центра «Мир». Живописцам эти этажи так и не достались («Эльма» заявленные обязательства в установленный срок не выполнила), а предложение «Сарграда» – бывшие заводские цеха в Губернском рынке – нужды творчества совершенно не удовлетворяли. Да и рыночная стоимость первого и второго «подарков» несопоставима. Заодно вспомним и то, какой ценой достался «Сарграду» пустующий верхний этаж, с такой помпой преподнесенный городу. Бывшие владельцы – руководство Губернского рынка и некто Яков Стрельцин – уступили его ЗАО за чисто символическую плату – всего в два миллиона рублей. Правда, с самого начала и. о. гендиректора «Сарграда» В. Лубков утверждал, что это обстоятельство прямого отношения к делу не имеет: мол, оценочная и рыночная цены даже рядом стоять не могут.
Так вот, если послушать Лубкова, оценочная стоимость этого имущества по нынешним временам составляет, ни много ни мало, 64 миллиона рэ. Именно столько он и намерен затребовать с администрации города в качестве «затрат, понесенных в связи с приобретением этих помещений». Еще в озвученные этим же господином отступные должна войти сама стоимость лота и убытки, на свой страх и риск понесенные фирмой при отселении живого обременения дома. Такого содержания заявление за подписью Лубкова ЗАО «Сарград» распространило по саратовским СМИ в качестве ответа на публикацию, появившуюся на официальном сайте мэрии.
А теперь о самой публикации и намерениях распространившего ее комитета по управлению имуществом – об этом стоит поговорить отдельно. Как указано в информационном сообщении электронного ресурса, поводом для обращения комитета в суд с исками о признании недействительной сделки по купле-продаже стали вскрывшиеся нарушения законодательства в ходе проведения торгов. Более того, в настоящее время в арбитражном суде полным ходом идет рассмотрение двух дел, оспаривающих законность приобретения «Сарградом» другой части Дома художника. В частности, в ходе судебного разбирательства выяснилось, что помещения достались фирме без необходимого в таких случаях согласования с городским комитетом по экономике. В свою очередь, регистрационная служба оформлять эту сделку отказалась. К решению арбитраж пока не пришел, зато наложил запрет на осуществление с частями истерзанного здания каких-либо имущественных операций.
Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=7102010104128&oldnumber=548