"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 34 (548) от 07.10.2010

История и Современность

История саратовского мэрства

Cергей ПЕРЕПЕЧЕНОВ

Руководители, мэры г. Саратова всегда были ставленниками номенклатурной бюрократии и никогда политиками, отстаивающими конституционные нормы и права местного самоуправления.

С мэрами саратовцам не повезло сразу же. Не повезло еще тогда, когда экзотическое слово только пробивало себе путь-дорогу в нашем городе. С послепутчевого августа 1991-го и по осень 1993 года то и дело на заседаниях городского совета народных депутатов и городских собраниях, проводившихся регулярно, выдвигались и обсуждались кандидатуры мэров-глав местного самоуправления. Насколько помнится, на этот пост самовыдвижением и группами предлагались кандидатуры: Ю. Слудникова, В. Портнова, А. Гордеева, Л. Каца и других – общим числом до двадцати и более. Лидера, способного объединить местную элиту на городском уровне, просто не было, как, кстати, не было взаимоприемлемого лидера и на областном уровне.

Избранному Президентом России Б. Ельцину пришлось волевым назначением глав администраций региона и областного центра «закрывать» Саратовскую область по части формирования органов государственной власти. Так, главой администрации области стал Ю. Белых, а главой города Саратова осенью 1993 года – Ю. Китов. Ельцин выбрал их, не опираясь на мнение местных элит, которое разделилось вокруг новых для нового Кремля лиц: В. Головачева, Н. Макаревича, В. Давыдова. На пост руководителей региона и областного центра были выбраны народные депутаты РСФСР, если и не из числа явных сторонников президента, то и не явных врагов, оба аграрии, директора крупных птицефабрик – Ю. Белых и Ю. Китов. Получать поддержку избирателей на выборах им только предстояло в будущем. Пока же их задачей было вместе с так же назначенным на пост Представителя Президента РФ в Саратовской области В. Головачевым консолидировать местную элиту в лице зародившихся финансово-политических групп и продолжавшего находиться в состоянии политической активности общества.

Будучи в 199–1993 году одним из лидеров Демократической партии России – ДПР, мне довелось, по призванию души и по партийной линии, заниматься теорией и практикой организации низовых, самых близких нуждам, потребностям и интересам жителей форм городского самоуправления. В ту пору в Моссовете шла огромная работа по изменению схемы административно-территориального деления столицы. Эту работу, изобилующую консультациями, пресс-конференциями, круглыми столами проводил Председатель Моссовета, а с 1992 года – мэр Москвы

Г. Попов.

В результате проектно-изыскательской работы в широком смысле и последовавшего за ними двухлетнего эксперимента, структуры местной власти физически приблизились к жизни москвичей – 36 районов были заменены 9-ю административными округами (по частям света) и 128-ю муниципальными районами, призванными обеспечить право горожан на осуществление конституционного местного самоуправления.

На заседания Правления ДПР в Москву в начале 90-х я ездил ежемесячно и почти в каждую поездку заходил в Моссовет, иногда выступал в качестве эксперта по некоторым наработкам, забирал и привозил в Саратов многие проекты документов и сами документы.

Необходимо сказать, что многие документы по развитию сельских территорий я и мои коллеги по ДПР привозили в Саратов в 1992 году – тогда лидер ДПР Н. Травкин стал главой Шаховского района Московской области и работал при научной поддержке «Эпицентра» Г. Явлинского.

Все это было настолько интересно, что меня буквально поражало тогда и поражает до сих пор полное безразличие так называемой местной элиты ко всему новому, что только зарождается в обществе. В Москве новая административно-территориальная схема, по которой столица жила с 1992 года, была утверждена Указом Президента Б. Ельцина в последние дни декабря 1993 года.

Нашим местным политикам, как я уже поминал, изначально было глубоко плевать на конституционные идеи местного самоуправления. Следует напомнить, что сама Конституция РФ, как норма политической и общественной жизни, в нашем регионе напрочь не воспринималась до тех пор, пока ее чуть ли не силком вбили в головы так называемых ученых, политиков из числа номенклатурной бюрократии. Не воспринимается она и посейчас…

В октябре 1993 на одно из ставших последним заседаний Саратовского совета народных депутатов, проходившее в большом зале бывшего горкома КПСС, а ныне Саратовской областной думы, пришел только что назначенный мэр г. Саратова Ю. Китов вместе со своим 1-м заместителем Д. Аяцковым и сказал приблизительно то же, что и матрос Железняк при разгоне Учредительного собрания про свою, президентскую и многих людей усталость.

Так с советской властью в нашем городе было покончено, и я бы не сказал, что лично в моих ощущениях это событие было трагедийным, несмотря на только что прошедшие в начале октября 1993 года действительно драматические события в Москве. Лично мне казалось, что приходит время реальных перемен, тех перемен, которые требует сама жизнь. На уровне городского самоуправления кто же, как не сами жители, должны становиться эффективными собственниками, управляющими своим имуществом и землей, через своих представителей в органах местного самоуправления создающие условия для становления и развития новых экономических условий и форм, которые, в свою очередь, институилизируют и стимулируют подвижничество и здоровую конкуренцию?

Я очень сожалею, что в то время мне и моим коллегам из ДПР, разработавшим проект Концепции местного самоуправления в г. Саратове на базе становления муниципальных округов, не удалось уговорить лидера Демократических сил, директора ВНИИПИ «Статинформ» В. Давыдова, поддержавшего наш проект, ограничить его устремления и амбиции с регионального уровня на городской. Конечно же, это было невозможно – Валерий Николаевич был лидером бесспорно регионального, а то и всероссийского уровня. Но, в отличие от губернаторского поста, в закулисном состязании пост мэра Саратова, на мой взгляд, он получить мог. И Саратов под его руководством вполне смог бы сохранить многие промышленно-экономические позиции, научные и культурные традиции и в тоже время ввести в практику российский и мировой опыт развития городского самоуправления.

С упразднением советской власти, как основы прежних институтов и форм, по моему мнению, изгаженных вездесущим влиянием партии власти, вовсе не упразднялись старые и новые формы управления и гражданского участия. Сразу же за ликвидацией советов в октябре 1993 года последовал Указ о создании на их базе «Комитетов реформирования органов государственной власти и местного самоуправления». Эти комитеты создавались в районах города, на уровне города, районов и городов области, на уровне региона. И работали они с конца 1993 года по 1995-й, а то и 1996 год. Можно только удивляться – насколько интереснейшее дело реформации государства, его городов и весей, могло стать абсолютно бесплодным продуктом деятельности постсоветской номенклатуры!

(Окончание следует)

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=7102010105156&oldnumber=548