"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 35 (549) от 14.10.2010

Худсовет

Мысли об отрубленной голове

Екатерина БОГДАНОВА

Кассовый блокбастер – это, может быть, не совсем уместное сравнение первым приходит в голову при взгляде на то, что сотворили на сцене тюзовские артисты под началом приглашенного американского режиссера Ли Бруера, вжившегося в образы своего соотечественника драматурга Сэма Шепарда. Спектакль по одноименной пьесе автора «Проклятье голодающего класса» вобрал в себя столько всего, в том числе и голливудских приемов и спецэффектов, что с генеральной репетиции в понедельник 11 октября зрители уходили, слегка ошарашенные.

Ничего подобного местные театралы еще не видели. Но ведь и грант Госдепартамента и посольства США, учрежденного в рамках программы сотрудничества президентской двусторонней комиссией России и США, саратовские театры выигрывают не каждый день. Особенно важно было не ударить в грязь лицом в день премьерного показа, ведь на него ТЮЗ позвал известных театральных режиссеров и критиков из Америки и Европы, не говоря уже о видных городских деятелях, начиная с губернатора области.

Постановка растянута во времени – она длится почти три часа – но смотрится на одном дыхании. Сюжетные коллизии и режиссерские «неожиданности» таковы, что публика совершенно лишена возможности расслабиться или отвлечься. На ура идут бытовые реалии полунищенской американской семьи Тейтов, на которых держится вся пьеса. Всегда интересно посмотреть на взаимоотношения в доме, где глава семейства Вестон (Алексей Карабанов, Виктор Стороженко) пьет запоем и ночами пропадает в клубе, а вернувшись, лезет с кулаками на жену Эллу (Елена Вовненко). Элла, в свою очередь, являет собой образец неопрятности и невежества. Она разгуливает по квартире в мужской рубашке на голое тело, не стесняется в выражениях и не утруждает себя заботами по хозяйству. Посему в раковине валяется нижнее белье (она же используется и как отхожее место), в доме нет входной двери, на полу мусор, а холодильник зияет такой пустотой, что Тейт-старший даже сомневается в том, а нужен ли он в доме вообще, а, вернувшись с очередного загула, забирается в него как в кресло.

И все-таки холодильник – центральный, почти одушевленный герой пьесы. В него по очереди заглядывают все члены семьи, в надежде, что, как по волшебству, на полках появится хотя бы какая-нибудь еда. Однако съестному взяться просто неоткуда: в семье из четырех человек добытчиком является только Вестон, но о своей миссии кормильца он вспоминает не часто, да и тогда не в состоянии принести жене и детям что-то более ценное, чем артишоки.

На эту картинку бытового ада накладывается стремление каждого из центральных персонажей, включая детей, Эмму (Анастасия Бескровная, Александра Карельских, Ольга Самохина) и Весли (Руслан Дивлятшин, Андрей Коренев), раздобыть денег и уехать подальше из опостылевшего родового гнезда. В результате и Элла, и Вестон одновременно пытаются продать свою калифорнийскую ферму: только один хочет укатить с деньгами в Мексику, а другая – в Европу. О том, что будет после совершения этой сделки с подростками-детьми, никто из них особо не думает.

Благополучие забрезжит перед семейством лишь во втором акте пьесы, когда Вестон попытается завязать с пагубной зависимостью и встать на путь исправления. Но … развязка все равно трагична: Эмма погибает при взрыве, а Вестона убивают за долги кредиторы.

И все же происходящее на сцене, скорее, трагикомично. Чернухи хватает, но она в больших пропорциях разбавлена юмором, динамикой и корябанием (встряской это не назовешь) зрительских нервов. Из динамиков то и дело оглушающе звучит музыка, а персонажи вовсю подтанцовывают и подпевают. В особенности старается герой Артема Кузина юрист Тейлор – но его стиль совершенно по-кузински граничит с клоунадой. Раздаются даже живые проигрыши электронной гитары в руках у Гитариста и «foley» Алексея Ротачкова. Исполняя свою бессловесную роль, актер в стилизованном ковбойском одеянии на протяжении всего спектакля не покидает облюбованного угла. Кстати, сравнение с голливудскими блокбастерами напрашивается не случайно: Ли Бруер не поскупился на чисто кинематографические приемы. Это и предваряющие основное действие титры, и элементы, явно заимствованные из цирковых, каскадерских и даже иллюзионных представлений. Хотя этот список можно продолжить еще и вкраплениями эротики и стриптиза.

Впрочем, даже на этом фантазия американца не заканчивается. К вящему восторгу зрителей, одним из героев спектакля становится настоящий ягненок. Животное ведет себя вполне дружелюбно, подъедая нечто, припасенное для него на сцене. Но в ответственный момент (так и кажется, что без дрессировки не обошлось!) по команде поворачивает морду к разговаривающему с ним Весли.

Чем ближе дело подходит к концу, тем сильнее сгущаются краски. И здесь, при всем восхищении проделанной режиссером работой, рождается ощущение того, что в какой-то момент Ли Бруер перегибает палку. Еще не известно, насколько позитивно российская публика воспримет сквозную проамериканскую тему – о Бен Ладене и террористах. А именно эти, или очень похожие на них, персонажи, вооруженные до зубов, неожиданно появляются на сцене в тот момент, когда аудитория ожидает увидеть обычных, среднестатистических бандитов, требующих с Вестона причитающийся им долг. Актеры выполняют свою миссию чересчур натурально и даже открывают на сцене стрельбу – и от всего этого поневоле становится как-то не по себе: рождаются ассоциации с печально известными событиями в Москве.

Еще одна натуралистическая подробность, без которой излишне чувствительный зритель мог бы и обойтись, припасена на десерт. Сначала публике предстоит лицезреть маневры взбесившегося холодильника, сверкающего, грохочущего и скачущего по сцене взад и вперед: Дэвиду Копперфильду такие трюки, похоже, даже не снились. Потом из нутра рефрижератора покажутся руки и будут обмывать в раковине отрубленную человеческую голову – видимо, некогда относившуюся к тому же телу, что и они сами. Явное упущение режиссера в отсутствии сообщения о том, что в процессе создания спектакля ни одно живое существо не пострадало. А то и окровавленная шкура ягненка в руках у террористов наводит на некоторые размышления…

К сожалению, зрелищность в данном случае заглушает собой все высокие мысли, которые обязаны были бы родиться у зрителя Сэма Шепарда. Хотя очень может быть, что хорошая встряска как раз и способна заставить публику думать.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=14102010102209&oldnumber=549