"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 35 (549) от 14.10.2010

ЖКХ

Долги за ЖКУ: как решить проблему

Ю.М. СИБАЛЬГОРОВ

Обычно СМИ информируют жителей области о том, что творится в системе ЖКХ, какие недостатки имеются в работе управляющих компаний, «Водоканала», котельных и тепловых сетей: не ремонтируются крыши зданий, подъезды, внутриквартирные и домовые сети тепло- и водоснабжения. Да, это все имеет быть.

Но… я был свидетелем разговора в конторе управляющей компании, когда жилец, ветеран ругал управляющего за протекающую уже 2 года в его доме крышу. При этом он говорил, что регулярно оплачивает все платежки УК. Управляющий говорил: «Да, Вы оплачиваете, но жильцы вашего дома должны на сегодняшний день 800 тысяч рублей. Как раз на ремонт крыши. Мне что, за счет жильцов других домов ремонтировать вашу крышу?».

Не хочу цитировать дальнейший разговор. Я спросил управляющего, много ли у них должников. Он сказал, что очень много, около 20 %, и что его УК по этой причине должна «Водоканалу» и «Тепловым сетям», что «Водоканал» в его конторе отключил подачу питьевой воды.

УК судится с должниками, но взыскать долги практически невозможно, выселить, отключить неплательщику воду холодную, горячую и отопление без ущерба для добросовестных плательщиков невозможно, хотя бы технически. Как решить эту проблему, он не знает, надеется, что городские власти, которые знают эту проблему, как-нибудь ее решат. Аналогичная ситуация во всех УК.

В конце сентября прокурор области Владимир Степанов на заседании в областной прокуратуре отмечал, что закон о ЖКХ нарушается также гражданами, что за потребляемые коммунальные услуги жители Саратовской области задолжали более 4 миллиардов рублей и долги продолжают расти. Однако о мерах, принимаемых прокуратурой и областной властью для ликвидации неплатежей и долгов населения, ничего не было сказано.

На мой взгляд, власти полностью устранились от этой проблемы, хотя, имея теперь уже 4-х миллиардную задолженность, предприятиям ЖКХ невозможно работать.

Проблема теперешних неплатежей родилась при советской власти, которая строила жилые дома казарменного типа с коммунальными квартирами. Все дома были государственными. Оплата за коммунальные услуги была мизерная. Предприятиям ЖКХ это компенсировалось за счет госбюджета и за счет более высоких тарифов для предприятий. Учет индивидуального потребления ресурсов не требовался, да и вели нас к коммунизму. А при коммунизме: «… каждому по потребности».

Теперь экономика другая, но Правительство РФ пытается совместить старые дома и новые экономические отношения. Не получится и не получается.

Казалось бы, что легче всего решить вопрос оплаты потребляемых ресурсов, имея в виду, что если потребитель не платит за потребляемый ресурс, то его нужно отключить от этого ресурса, а затем взыскивать долги. Но технически это можно сделать только с электроснабжением, т. к. электричество подводится в подъезд дома, а из подъезда идет отдельно в каждую квартиру, причем, через счетчик. Не заходя в квартиру, электричество в ней можно отключить в подъезде, при этом соседи не пострадают.

А вода холодная, горячая, газ и, тем более, отопление распределяются по квартирам не через подъезд, хотя это возможно и нужно сделать именно так. В такие схемы легко вписывается любой счетчик и возможность отключения отдельной квартиры без ущерба для добросовестных плательщиков. Такие схемы энергоснабжения существуют в учебниках по ЖКХ, и я изучал их еще учась в соответствующем техникуме в 1951–1952 годах. При существующих же схемах невозможно поставить счетчик, например, на отопление. Через мою квартиру проходит сверху вниз 7 стояков, но даже 7 счетчиков поставить невозможно.

В квартире моей дочери в разных ее местах проходят 2 стояка горячей и 2 стояка холодной воды. Она установила 4 счетчика. А отключить горячую, холодную воду, газ и отопление от потребителя тоже невозможно – нужно отключать, в лучшем случае, всех жильцов одного подъезда, а в худшем случае, весь дом. Конечно, никто на это не идет. Вот и растет задолженность, а должников снабжают ресурсами точно так же, как и добросовестных плательщиков.

Предлагаю властям признать, что в системе ЖКХ наступил кризис, и разработать антикризисную программу реформирования, сочетающую в себе организационную, техническую и финансовую части.

1. С 01.01.2011 г. выдавать инвестору, строящему жилые дома, проекты, предусматривающие подачу ресурсов в квартиры только с индивидуальным распределением через подъезд (как подача электричества), с обязательной установкой индивидуальных счетчиков каждого ресурса. Это позволит вводить в эксплуатацию жилье, удовлетворяющее современным требованиям его эксплуатации. Если в Саратовском проектном институте таких проектов нет, срочно их разработать.

2. Разработать конструкции и организовать изготовление счетчиков ресурсов, работающих по принципу мобильного телефона: оплатил какой-то ресурс – получай его, кончилась оплата – счетчик автоматически отключает ресурс. Считаю, что за 2011 год эту работу нужно сделать. (О таком счетчике в квартире парижанина я читал у Бальзака. Парижане пользовались такими счетчиками газа в XIX веке!)

3. В течение 50 лет (поверьте, это небольшой срок) произвести реконструкцию действующей системы энергосбережения в существующих сейчас домах за счет средств капитального ремонта, финансируемого из регионального и федерального бюджетов, через вновь созданный банк ЖКХ.

4. Чтобы нормально заработали предприятия ЖКХ, им нужно срочно оказать финансовую помощь. Для этого нужно создать базы ЖКХ и наделить его необходимыми финансовыми ресурсами за счет регионального и федерального бюджетов. Через этот банк погасить всю имеющуюся задолженность населения и соответствующие ей взаимные долги предприятий ЖКХ.

Всех должников, т. н. плохие долги, передать банку ЖКХ. Наделить банк правом принудительного (возможно, через суд) выкупа квартиры у злостного неплательщика, из этой суммы удержать долг с процентами, квартиру же продать комитету по имуществу муниципального образования. Жильца, у которого выкуплена квартира, перевести в статус квартиросъемщика, не выселяя его. В иных случаях банк взыскивает задолженность в порядке, установленном для взыскания кредитов.

5. Законодательно вменить в обязанность энергоснабжающих предприятий обеспечение жильцов энергоресурсами, исключив это из обязанности УК.

6. Ликвидировать различные объединения и ассоциации ТСЖ, как непредусмотренные Жилищным кодексом.

7. Обеспечить выполнение данной Программы в законодательном плане, т. е. внести изменение в Жилищный кодекс, Уголовный кодекс, КоАП, предусмотрев в них административную и уголовную ответственность злостных неплательщиков, в т. ч. частичную или полную конфискацию их имущества.

8. Создать в структуре администрации муниципального образования административную комиссию, которая должна тщательно и доброжелательно разбираться с каждым должником. Административная комиссия должна иметь право списать часть задолженности или всю ее, распорядиться о выдаче субсидий (несмотря на задолженность), о выдаче банком ЖКХ льготного кредита на погашение задолженности, принять решение о подаче иска в суд на выселение должника или принудительный выкуп.

В заключение. Если у властей имеются какие-либо другие решения проблемы задолженности – решайте. Надо что-то срочно делать, пока ЖКХ окончательно не развалилось.

Жду реакции властей через газету «Богатей».

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=14102010104441&oldnumber=549