"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 37 (551) от 28.10.2010

Образ Жизни

На крючке

Татьяна РАЙС, Александр МАКАРОВ

В саратовском рок-клубе «Верста» состоялся очередной рок-фестиваль, и все бы было как обычно, если бы не один факт: во второй день мероприятия – 17 октября – на сцене клуба состоялся первый в Саратове показательный «подвес». Что это? Все очень просто: человеку под кожу загоняют несколько крюков и подвешивают его. Зрелище шокирующее и одновременно, как ни удивительно, эстетичное.

Взгляд извне

Совершенно нормально лицезреть поднимающиеся ввысь тяжелые грузы где-нибудь в порту имеющимися в наличии ручными цепными и рычажными тали грузоподъемностью от 500 кг до 20 тонн. А другое дело... Молодая девушка, легкая улыбка… Вдох. Металлический наконечник крюка проходит сквозь кожу. Медленно. Этому процессу помогают двое. Еще вдох. Еще один крюк прочно зафиксирован.

Опускается лебедка, ее крепят, затем – медленный подъем. Девушка улыбается. В тот момент, когда ноги отрываются от пола, эта улыбка превращается во что-то другое. Озарение? Счастье?

Лебедка зафиксирована, девушку раскачивают. Две струи крови на плечах. Люди ошарашено смотрят на происходящее. Кажется, еще чуть-чуть и две напряженные струны оборвутся… Девушку на крюках зовут Александра. И она улыбается.

Корр.: Ты чувствовала боль?

Александра: Нет. Ни о какой боли не идет речи. Это лучшее, что я когда либо ощущала.

Истоки

С точки зрения ритуала, подвешивание являлось путем утверждения иерархии, поиском особого видения, оздоровляющим актом, наказанием, показателем преданности божеству, было частью мистического акта, где дух подвешиваемого покидал тело и взаимодействовал с потусторонним миром. Подвешивание применялось для того, чтобы проверить выносливость ума и тела, или даже чтобы просто шокировать людей. Некоторые автохтонные народы и различные индусские секты использовали подобные ритуалы. Возможно, другие культуры также включали ритуальное подвешивание, но эти два примера зафиксированы и практикуются в наше время.

Взгляд изнутри

В Саратове подвешиванием занимается молодая, но гордая группа «Skindependence». На все вопросы шокированному корреспонденту газеты «Богатей» ответил один из основателей этой команды - Михаил Шилов.

Корр.: Миша, расскажи, как вообще вы к этому занятию пришли?

М. Шилов: Если брать историю, то в Европе данный ритуал стал известен благодаря испанским колонистам и впервые был зафиксирован документально в XVII веке при освоении Южной Африки. Для коренного населения данный ритуал был частью обряда совершеннолетия. Тела проходивших испытание протыкали деревянными щепками, за эти щепки подвешивали в воздухе, и они висели практически целый день. Довольно много аналогий данному обряду можно найти в древних культурах Востока, в частности – в индуизме.

Когда это появилось в Саратове? Первый «подвес» в Саратове состоялся 1 января 2010 года, и на данный момент наша команда – единственная в городе. Но для России в целом подвешивание не является чем-то новым – в Москве и Питере, например, существует по нескольку команд, функционирующих далеко не первый год. В ноябре этого года в Москве даже должна пройти первая Всероссийская конвенция по подвешиванию, где соберутся команды со всей страны, а также из Европы и Америки, чтобы провести мастер-классы, семинары, показательные шоу, поделиться опытом и просто пообщаться друг с другом.

Как мы пришли к самой идее проведения подвешивания? Сложно сказать, здесь у каждого свой путь, и нельзя сказать, что он был короток. Без сомнения, большую роль сыграли наши духовные и философские искания. Сейчас это – часть нашей жизни. Ни в коем случае нельзя назвать это увлечением.

Корр.: В чем заключается философия?

М. Шилов: У каждого, кто решается пройти через подобное, свои внутренние мотивы. Кто-то ищет острых ощущений, для кого-то это шаг на пути самопознания. Лично для меня в ритуале подвешивания сплетено многое – это преодоление себя, своих страха и боли. То, что ощущает человек, оторвавшись от земли, сложно описать словами. Свобода, пожалуй… В некотором смысле это состояние сродни медитации.

Корр.: Я так понимаю, что хочешь – не хочешь, а восприятие мира после этого меняется.

М. Шилов: Да, естественно! Не то чтобы мировоззрение глобально, я бы сказал – мироощущение. Мы привыкли к тому, что ходим по земле, каким-то образом за нее держимся, а когда поднимаешься вверх, когда отпускаешь последнее, причем сознательно, перебарывая животные инстинкты, – можешь взглянуть на все по-новому.

Корр.: Как вы готовитесь к подвешиванию?

М. Шилов: Технически – просто собираем все необходимое снаряжение. Естественно, проводим беседы с теми, кто хочет пройти через данный ритуал. Здесь очень важна моральная поддержка. В процессе подвешивания мастер все время находится рядом, контролируя состояние человека, поддерживая его. А еще в процессе предварительных бесед происходит отсев тех, кто, по нашему мнению, не готов.

Корр.: И что ты говоришь человеку, который к вам пришел?

М. Шилов: Я не говорю с ним, я его слушаю. Кого-то мы отсеиваем на этапе разговора. Кому-то даем возможность. Вообще-то, право дано каждому. Естественно, человек должен быть физически здоров, и мы не работаем с людьми, имеющими хронические заболевания сердечно-сосудистой и нервной систем. В процессе подвешивания у человека есть три попытки подняться. Далеко не всем это дано, но и далеко не всем это нужно. У каждого свой путь.

Корр.: Всегда вешаете только за спину?

М. Шилов: Нет, фиксация за спину – наиболее легкий из вариантов, но далеко не единственный, и, естественно, мы не ограничиваемся лишь им. Более сложные методы подвешивания часто выбирают те, кто проходит через этот ритуал уже не в первый раз. Ну и, конечно же, есть множество зрелищных вариантов фиксации человека на крюках, которые часто используются как элементы показательных выступлений.

Шоу с подвешиванием уже давно стало полноценным элементом современного искусства. Однако истинное подвешивание, корни которого уходят в далекое прошлое, всегда далеко от сцены и толп зрителей, и на нем присутствует лишь ограниченное количество людей. И, если честно, мне более по душе именно такие «подвесы».

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=28102010113425&oldnumber=551