"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 37 (551) от 28.10.2010

Мнение Эксперта

Труд элиты в условиях модернизации

Как повысить эффективизацию труда правящей элиты и ускорить модернизацию экономики России

А.П. ЛЯШЕЦКИЙ

Либерализм как идеология и практика реформирования российской экономики в их нынешнем виде потерпели провал и отвергнуты большинством общества. Для выхода из сложившегося положения сегодня необходимо широко использовать самые современные экономические технологии в области управления заработной платой, ценообразованием и налогами.

(Окончание. Начало см. в № 36 (550) от 21 октября 2010 г.)

Применение новой системы выявило сложности с определением размера должностного оклада руководителя учреждения. Согласно утвержденному порядку, его оклад устанавливается в кратном размере к средней заработной плате (без учета компенсирующих надбавок) работников из числа основного персонала. И здесь возникает противоречие: руководитель оказывается заинтересованным в том, чтобы как можно меньше надбавок вычитать из средней зарплаты работников. Для этого используются различные уловки (незнание или недопонимание установленного порядка, простой подлог, ошибки в расчетах и т. п.).

Современные госкорпорации ничего кроме разграбления бюджета не несут. Они обречены на низкую эффективность. Деньги государственные, а руководители компаний живут, как олигархи. Правительству не подчиняются, назначаются президентом, общественного контроля нет. Имеют корпоративные самолеты, сумасшедшие бонусы. Многие были ошарашены, узнав, сколько получали люди, руководившие после Каданникова «Автовазом». Новые руководители выписывали себе зарплату в 50 миллионов долларов в год. Были и выше, до 100 миллионов в год. Но если мы возьмем мировую автомобильную промышленность, то 50 миллионов долларов у первого лица нет нигде: ни в Форде, ни в Крайслере, ни в Тойоте, ни в БМВ. Там зарплаты 5 миллионов – максимум. А у нас – 50. При этом зарплата рабочего на «Автовазе» – 250 долларов в месяц. Это даже олигархам не снилось. Олигархи ничего нового не привнесли. Они не создали новых машин. Не поставили новый конвейер.

Наглядным примером неэффективной государственной системы регулирования оплаты труда может стать сумма начисленной заработной платы за 2007 год ректору Саратовского государственного технического университета, которая составила около 19 миллионов рублей. Оценивать трудовой потенциал и платить олигархам, губернаторам, мэрам городов, главам администраций, руководителям предприятий и вузов следует по предложенной нами методике. Тогда бесспорно появятся новые конвейеры, будут новые технологии и оборудование.

Анализ действующей практики позволяет сделать вывод о том, что центральным звеном в системе управления экономикой являются руководители предприятий и вузов. Именно от них зависит успех инновационного развития экономики страны, а для этого нужны эффективные стимулирующие механизмы воздействия на психологию руководителей всех уровней управления народным хозяйством страны. Перед президентом, правительством и законодательными органами сегодня стоит главная задача подготовки нового правового обеспечения стимулирования труда правящей элиты страны за эффективное инновационное развитие экономики России и достижения мирового минимального уровня оплаты труда.

Чтобы успешно начать жить и развивать экономику, необходимо пересмотреть приоритеты проводимых реформ. Не надо иметь семи пядей во лбу, чтобы понять, что приоритетом первостепенной важности является социально-экономический фактор, т. е. идеи, носителем которых является человек, и финансы, которые определяются состоянием системы управления экономикой предприятий. В основе реформирования системы управления экономикой предприятий должны лежать три приоритетных проекта:

– реформирование системы оплаты труда;

– реформирование системы ценообразования;

– реформирование системы налогообложения.

Для обсуждения предлагаю проект реформирования системы оплаты труда, в основу которого положена единая методика оценки уровня инновационного потенциала работника и цены работника (оклада). Инновационный потенциал любого работника определяется совокупностью факторов и показателей, характеризующих его достижения: занимаемую должность, образование, стаж работы, численность подчиненного персонала, участие в развитии предприятия и др.

Основная цель автора состоит в том, чтобы найти оптимальные взаимовыгодные условия согласования интересов правящей элиты в лице профсоюзных лидеров, главных бухгалтеров, руководителей предприятий, вузов, организаций, депутатов и министров, которые составляют примерно 15–20 % от числа работоспособного населения, с интересами бедной части населения – рабочими, ИТР и служащими, учителями, воспитателями, работниками культуры, ассистентами, доцентами и рядовыми профессорами, доля которых составляет примерно 80 %. Для достижения поставленной цели нами предложена концепция стратегии модернизации стимулирования эффективного труда правящей элиты в системе управления социально-экономическим развитием предприятий.

Важность этого подхода заключается в том, что он включает систему конкретных показателей, стимулирующих эффективный труд правящей элиты. Сегодня правящая элита получает зарплату не за успешное развитие, а наоборот, за стабильное торможение новых экономических технологий в управлении экономикой и за развал предприятий. К числу основных стимулирующих показателей за эффективный труд правящей элиты автор предлагает отнести:

1. За применение регионального прожиточного минимума, как исходной базы для оплаты труда (2,0);

2. За увеличение прожиточного минимума на 50 % (1,0);

3. За увеличение прожиточного минимума на 100 % (2,0);

4. За применение единой методики оценки трудового потенциала (уровня квалификации) работников различных категорий и сфер деятельности (3,0);

5. За применение единой методики оценки стоимости труда (оклада) работника (3,0);

6. За применение стандарта потребительской корзины продуктов питания и услуг из 100 наименований (1,0);

7. То же, из 200 наименований (2,0);

8 То же, из 300 наименований (3,0);

9. Тоже, из 400 наименований (4,0);

10. За применение закона «О верхнем пределе оплаты труда» по опыту Японии (3,0);

11 За применение новой методики ценообразования (3,0);

12. За применение новой схемы межбюджетного распределения единого социально-бюджетного налога (3,0);

13. За применение новой методики планирования прибыли в цене товара и услуги (3,0);

14. За применение новой методики распределения рыночной прибыли между субъектами экономических отношений (3,0);

15. За применение прогрессивной шкалы для исчисления подоходного налога (3,0).

19 марта 2010 года в газете «Саратовский репортер» была опубликована методика оценки трудового потенциала работников различных категорий и сфер деятельности. Приведенная выше система показателей является дополнением. В качестве базы для исчисления дополнительной стимулирующей суммы должна служить установленная на предприятии (в организации) минимальная оплата труда и выше предложенные коэффициенты.

Вопрос о стимулировании эффективного труда чиновников выносится на общественное обсуждение впервые. Он имеет глобальные последствия. Начать работу по его осуществлению следует Саратовской областной думе, а для этого необходимо создать общественную экспертную комиссию из числа ученых и специалистов. Полагаясь на их рекомендации, подготовить пакет экономических законов для проведения эксперимента в пределах Саратовской области.

Применение предложенной методики оценки трудового потенциала работников позволит:

– создать единую методологию оценки трудового потенциала работников (ТПР) различных категорий и сфер деятельности;

– объективно оценить роль и место работника, подразделения, предприятия, организации, района, города региона и страны в целом;

– объективно рассчитать цену работника с учетом ТПР и прожиточного уровня;

– создать стимулирующую систему для повышения эффективизации труда властной элиты;

– создать высокоэффективную систему рационализации и изобретательства, обеспечивающую инновационное развитие предприятий и организаций;

– повысить роль образовательного фактора в развитии НТП, повышении качества и оплаты труда;

– создать эффективную стимулирующую систему оплаты труда рабочих, учителей, врачей, научных работников и ученых, руководителей и главных бухгалтеров;

– создать новую, единую, современную правовую базу по регулированию оплаты труда в стране, соответствующую мировому уровню и вызовам ХХ1 века.

Необходимо знать, что все экономические законы реально определяют экономические технологии решения задач и делают экономику наукой точной. Любая ошибка в экономике, в отличие от ошибки, допущенной в техническом устройстве, проявляет себя мгновенно и затрагивает интересы людей целого региона или страны в целом. Именно на озабоченность ученых экономической науки и следует особо обратить внимание российским чиновникам. Может наступить момент, когда это будет уже поздно.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=28102010113739&oldnumber=551