"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 37 (551) от 28.10.2010

Вернисаж

Неизвестный Радищев

Василий КАРТИНСКИЙ

19 октября в музее-усадьбе Борисова-Мусатова состоялось открытие выставки, посвященной 140-летию со дня рождения Льва Радищева. Познакомиться поближе с историей жизни хвалынского художника и посмотреть на его работы смогли все желающие, пришедшие на мероприятие в тот день.

Нынешний год для Радищевского музея в некотором смысле год знаменательный. В этом году ему исполнилось 125 лет. А музей-усадьба Борисова-Мусатова, который является его филиалом, празднует свое десятилетие. В стенах музея-усадьбы и суждено было состояться означенному мероприятию. Однако открытие выставки собрало небольшое количество посетителей, что само по себе не удивительно – имя художника Льва Радищева, как и его творчество, мало известно широкой публике.

Родился Лев Алексеевич Радищев 30 ноября 1870 года в Хвалынске, в семье городского головы Алексея Васильевича Радищева, старшего внука известного писателя, философа и поэта Александра Николаевича Радищева. Детство будущий художник провел в доме, где сейчас расположена картинная галерея им. Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина. С юных лет Лев приобщался к искусству, изучая рисование и музыку, сочиняя стихи и сказки.

Свои первые сильные живописные впечатления Радищев получил в 1889 году в Париже при посещении Всемирной выставки. В конце 1890-х годов он ходил в студию при Обществе любителей изящных искусств в Саратове, в которой преподавали Коновалов, Баракки, Корнеев и где бывал и будущий основоположник «саратовской школы» Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов. С октября 1902 года по январь 1904 года Лев Радищев обучался в московской частной художественной студии Нечаевой-Званцевой, устроенной по образцу французских вольных академий.

Близким другом Радищева был его земляк, художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, не без помощи которого в 1910–1912 годах увидели свет несколько книг художника, изданные небольшим тиражом: «Морские дыхания», «Ветерки и вихри», «Стихи и сказки». Все книги были проиллюстрированы самим автором. Был знаком Лев Радищев и с Виктором Борисовым-Мусатовым. Неоднократно художники бывали друг у друга в гостях.

На выставке представлены работы Радищева разных лет: фантастико-мистические, выполненные в духе модерна («Ночные фантазии», «Перед опасной жизнью (Адам и Ева)», «Нереиды», «Сирена», «Пейзаж со сказочной птицей» и т. д.), миниатюры и зарисовки, созданные Радищевым во время проживания в Сибири в 1920–1921 гг. («На борту парохода», «Стоящие на корме», «Берега Лены», «Река Мансурка», «Бодайбо», «Летний пейзаж» и др.), а также хвалынские работы 30-х годов.

После революции 1917 года Радищев с сестрами и племянниками уехал в Сибирь. Среди городов, в которых побывал художник: Петропавловск, Иркутск, Бодайбо. Рисунки, созданные в Сибири, – это своего рода «дневниковые записи» художника, который тщательно и дотошно, будто под микроскопом, разглядывал окружающие суровые пейзажи, окраины маленьких городков, речки, местных жителей. Вероятно, сюжетами для сибирских зарисовок подчас служили сиюминутные впечатления художника: обозреваемые с воды речные пейзажи, обрывы берегов, люди («Сланец», «Река Мансурка», «Берега Ишима», «Пьющий чай», «Стоящий мальчик» и др.).

Однако уже в 1923 году Радищев возвращается в Хвалынск. С 1925 по 1930 год он жил в Саратове, преподавал в школе рисование, перебивался случайными заказами. Известно, что большинство произведений художника исчезли после его смерти. Часть работ Радищева хранится в музее-усадьбе Чернышевского в Саратове, где он любил бывать.

В 1932 году Радищев поселился в Ленинграде. Там он работал чертежником в гидроинституте, писал заказные портреты, подрабатывал нечастыми заказами, участвовал в выставках в Русском музее, в Доме Искусств им. Станиславского. В трудные 1930-е годы художника спасали вегетарианство и занятия йогой, страстным поклонником которых он всегда был, а также денежные переводы сестры Ольги из Хвалынска. С началом Великой Отечественной войны Радищев уезжает в Хвалынск. Однако после окончания войны снова возвращается в Ленинград, где в январе 1946 года скоропостижно умирает.

Работы, выставленные в музее-усадьбе Борисова-Мусатова, принадлежат фонду картинной галереи им. Петрова-Водкина в Хвалынске, где в этом году летом состоялась выставка работ Радищева. Часть произведений хвалынского живописца хранится в Пензенском объединении литературных музеев. Известен и тот факт, что после смерти большое количество работ Льва Радищева попало в рукописный отдел Института русской литературы РАН (Пушкинского дома), где эти работы хранятся в неразобранном состоянии и по сей день.

Выставка, посвященная 140-летию со дня рождения художника Льва Радищева, символична тем, что, по словам работников музея, «показывает, какие глубокие корни идут между художественными и культурными связями Саратова и Хвалынска».

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=28102010113831&oldnumber=551