"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 37 (551) от 28.10.2010

Худсовет

Игра сердцем

Илья СВЕШНИКОВ

В свои 19 лет Константин Окуджава – лауреат и обладатель Гран-при двенадцати международных и четырех всероссийских конкурсов – музыкант, который из года в год не словом, а делом, а точнее – музыкой и своими успехами, оправдывает звание молодого таланта. Последнее доказательство тому – победа на Международном конкурсе «Brahman & Flores» во Владивостоке в августе этого года.

Уже не в первый раз тольяттинский гитарист посещает наш город. Год назад саратовцы смогли по достоинству оценить игру Окуджавы. Но если тогда Константин солировал с оркестром Саратовской филармонии, то на сей раз, 22 октября на концерте в рамках фестиваля «Молодежь XXI века» в Большом зале консерватории им. Собинова, музыкант был со зрителями один на один.

Родился Константин Окуджава 23 апреля 1991 года в городе Тольятти Самарской области. Осваивать классическую гитару начал в десятилетнем возрасте, поступив в местную музыкальную школу, которую в 2005 году досрочно окончил. Выпускник колледжа при Тольяттинском институте искусств (класс профессора Григория Эстулина и доцента Галины Шульговской). Сейчас Окуджава – студент Российской академии музыки им. Гнесиных (класс профессора, заслуженного артиста России Николая Комолятова).

По мнению многих, в свои 19 лет Константин Окуджава – уже зрелый музыкант со своим творческим лицом. Пришедшие на концерт Константина могли воочию убедиться в способностях молодого музыканта, в его артистизме, экспрессии и блистательном умении владеть звуком. Нередко о таланте тольяттинского гитариста можно услышать эпитеты вроде «необыкновенно одаренный», «неподдельно экспрессивный», «уникально чувствующий стиль», «блистательный владелец чистейшего звука» и др.

Начал свое выступление Константин с исполнения одной из самых проникновенных и ярких пьес парагвайского классического гитариста и композитора Агустина Барриоса «Последнее тремоло». В концерте прозвучали прелюдия и два гавота из сюиты № 3 для лютни немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха, вариации на анатолийскую тему замечательного итальянского композитора и гитариста Карло Доменикони, танго «Примавера портена» выдающегося аргентинского музыканта и композитора второй половины ХХ столетия Астора Пьяццоллы, чьи сочинения в корне перевернули традиционное танго.

Но больше всего в тот вечер зрители услышали сочинений известных авторов Испании: «Большое соло» одного из выдающихся исполнителей на классической гитаре в XIX веке Фернандо Сора, 2 прелюдии входящего в число крупнейших деятелей испанской музыки XX века, композитора и музыкального критика, Хоакина Родриго, сонату, op. 61 из гитарных сочинений композитора, пианиста, дирижера и музыкального критика Хоакина Турины. Прозвучали произведения и современных испанских композиторов и гитаристов фламенко: «Таранта» Пако де Лусии и «Булерия» Герардо Нуньеса.

Виртуозно отыграв «Булерию» Нуньеса, Константин под громкие аплодисменты, раскланиваясь, уходит со сцены, куда еще раз выйдет мгновение спустя поблагодарить зрителей, принять скромный букет цветов из рук молодой слушательницы и услышать несмолкаемые благодарные аплодисменты. Но в этот вечер на бис зрители так ничего и не услышат: через 20 минут Окуджаву будет ждать машина. Гитарист уходит за сцену, где в коридоре, сидя в кресле, откинув голову и вытянув ноги, Константин ждет ключ от гримерки.

Тем временем ценители гитарной музыки, преимущественно ученики музыкальных школ, уже потянулись вслед за Окуджавой – попросить автограф, поблагодарить, поздравить, высказать свои слова восхищения. Константин просит чуть подождать – ему необходимо ослабить натяжение струн на своей гитаре. Спешно покрутив колки, музыкант безотказно оставляет автографы всем желающим – кому на билете, кому в нотной тетради, в ответ благодаря признательных слушателей скромными «Спасибо большое», «Спасибо, что пришли». Услышал в свой адрес Константин и слова восхищения от «ветеранов», как представились ученики саратовского гитариста Виктора Ильичева.

Известно, что Константин Окуджава включен в программу «Молодые таланты России». В 2006 году Константин Окуджава был удостоен чести представлять дни культуры г. Тольятти в Париже. А в сентябре этого года музыкант совершил концертную поездку в Милан.

Корр.: Константин, что это была за поездка в Италию в сентябре?

К. Окуджава: Есть такой фонд социально-культурных инициатив, который возглавляет супруга Президента РФ Светлана Медведева. Это был проект фонда, который назывался «Русский вечер в Милане», он совпадал с Неделей Высокой моды. Был благотворительный концерт, аукцион, фешенебельный ужин. Вырученные средства с этого мероприятия отправлялись в дальнейшем на различные социальные нужды.

В 2006 году вместе со своим сверстником Андреем Гриневым в составе дуэта «Резонанс–12» Окуджава удостоился первой премии на III Международном конкурсе «Виртуозы гитары» в Санкт-Петербурге.

Корр.: Что это за дуэт «Резонанс–12»?

К. Окуджава: Есть такой известный коллектив «Резонанс», который работает во многих жанрах, ему очень много лет. Мы назывались «Резонанс–12», потому что это был его двенадцатый состав.

Корр.: Какова судьба вашего дуэта?

К. Окуджава: В данный момент наш дуэт уже не существует.

Известно, что премию, полученную за победу на Международном конкурсе «Brahman & Flores» во Владивостоке в этом году, Константин «вложил» в новый инструмент, который уже заказан в Австралии. Размер денежной премии составил 5000 американских долларов.

Корр: Почему гитара была заказана именно в Австралии?

К. Окуджава: Сейчас австралийские гитары пользуются огромной популярностью, потому что они не похожи ни на какие другие инструменты. Самое главное их отличие – это громкость. Уровень звука, который на них можно извлекать, кардинально отличается от других. Они очень дорогостоящие и сейчас в моде.

Корр.: У кого была заказана новая гитара?

К. Окуджава: Гитара была заказана у мастера Саймона Марти.

На счету Константина 16 побед в различных конкурсах. Безусловно, для девятнадцати лет это отличный результат.

Корр.: Костя, а какая из побед самая ценная?

«Может быть, Фраучи?», – обращается к Константину сидящая рядом Галина Анатольевна Шульговская, тольяттинский педагог Окуджавы, один из руководителей продюсерского центра молодого гитариста, подразумевая победу на I Международном конкурсе им. Александра Фраучи в Москве в 2009 году.

К. Окуджава: (подумав) Да, наверное. Я просто абсолютно не надеялся, что что-то у меня получится, но вот получилось.

На самый, наверное, популярный вопрос, является ли Константин родственником барда Булата Окуджавы, Константин однозначно отвечает «однофамилец».

В Российскую академию музыки им. Гнесиных Константин поступил в сентябре прошлого года, куда был зачислен сразу на второй курс. Сочетать концертную деятельность с обучением в академии для Константина оказывается пока не проблематично. Для примера, в концертном сезоне с октября по март у Окуджавы 20 концертов. Но грядущая зимняя сессия, по его словам, что-то явно вскроет. А вот после неудачных, по мнению музыканта, концертов ему подчас кажется, что карьера и вовсе закончена, так что и разговаривать не хочется. Однако все-таки чувствуется, что такая карьера девятнадцатилетнему Константину дается не совсем легко.

В отличие от зрителей, высоко оценивших выступление Окуджавы в тот вечер, сам Константин свою игру оценил с изрядной долей самокритики.

К. Окуджава: (эмоционально) Сегодня был действительно отвратительный концерт.

Г. Шульговская: (улыбаясь) Особенно второе отделение играл сердцем, я это почувствовала. Не знаю, чем он недоволен! Он всегда недоволен!

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=28102010113930&oldnumber=551