"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 37 (551) от 28.10.2010

Худсовет

Новые «открытия» от Доменико Северина

Светлана ТЕНЕТКО

Как сообщил корреспонденту «Богатея» организатор органного фестиваля Олег Белоцерковский, несмотря на блокаду Парижских аэропортов, 21 октября в Саратов из аэропорта «Шарль де Голь» вылетел французский органист Доменико Северин. Толпа митингующих пропустила на посадку в самолет известного французского музыканта. Концерт, назначенный на 23 октября, состоялся.

В одной из публикаций, «нарытых» в Интернете, о концерте Северина с нашим ансамблем «Трио-Соната», вычитала фразу «…французский музыкант с русской фамилией…»; интересно, а вдруг у нашего гостя есть русские корни. Поскольку представилась возможность спокойно пообщаться (не в десятиминутном перерыве между отделениями концерта), решила узнать об этом у самого Доменико. Увы, в генеалогическом древе Северинов русских не оказалось, а фамилия самая что ни на есть итальянская. Более того, Доменико рассказал, что довольно много Северинов есть в центральной Европе и в Германии, и скорее всего, корни фамилии берут начало от названия одного из регионов. Доменико весьма позабавило то, что его фамилия похожа на русскую. С такой вот истории о фамилии началась наша беседа с профессором Парижской консерватории Доменико Северином – главным органистом собора Сент-Этьен.

В арсенале нашего гостя не только орган; восемь лет он обучался игре на скрипке, правда, скрипке предшествовало фортепиано, но поскольку довольно сложно стало совмещать оба инструмента, то фортепиано осталось, что называется, «для души». И вот после восьми лет игры на скрипке Доменико решил, что скрипка – это не для него, а фортепьяно «для души», и обучение органному искусству взяли верх.

Кто бы спорил: орган, с его многоголосием и силой звука, похож просто на маленький оркестр, разве может с ним сравниться скрипка? С органом даже можно почувствовать себя «человеком-оркестром». Когда у тебя такой мощный и многозвучный инструмент, как орган, вроде бы ничего уже не нужно, но Доменико проходит курс клавесина в консерватории Виченцы. Причина, побудившая его на это, такова: в основном классические органные написаны в XV–XVI века, и старинная музыка показалась нашему гостю весьма близкой к клавесину. Проникновение и понимание старинной органной музыки послужило тем самым основанием для занятий клавесином.

В Саратове Доменико Северин не первый раз, и каждый свой приезд привозит новую программу, при составлении которой уже принимает во внимание «вкусы» местной публики, на его взгляд, предпочитающей жизнерадостную, популярную и классическую музыку.

В программу концерта включены не только классические органные произведения, но и аранжировки для органа произведений Паганини, Элгара, а три прелюдии и фуга Шостаковича в обработке Доменико Северина были чудо как хороши. «Гвоздем» программы стала, несомненно, 5-минутная пьеса «Вечное движение» Вильгельма Миддельшульте с исполнением только на ножной клавиатуре.

Насколько же трудно исполнять такие подобные пьесы? «Весьма трудно, – признался Доменико. – Органные традиции исполнения на ножных педалях берут начало в XVIII веке, в конце XIX-го, и особенно в XX веке органисты и композиторы начали писать весьма сложные пьесы специально для исполнения на педалях». Доменико считает, что подобные произведения – скорее, традиционны для концертов, чем для исполнения в сборах.

Как композитор, Доменико написал около двадцати произведений, причем пять или шесть из них для органа, а как музыковед, – эссе об органных регистровках в Европе. Правда, на субботнем концерте из личных сочинений ничего не прозвучало; по собственному признанию, Доменико не очень любит исполнять свои пьесы, разве что иногда. Под журналистским напором мой собеседник не выдержал и признался, что его произведения не для нашего органа. Дело в том, что для соборных органистов органы в концертных залах представляют определенную сложность для игры, поскольку акустика совершенно другая, об этом говорил и Францис Видил. Представьте на минуту собор, и вы поймете, о чем речь: высокие потолки – звуку есть куда подниматься и есть где резонировать, в отличие от концертного зала, где часть звука «съедается» комфортными креслами и невысокими потолками. «Например, в соборе после отпускания клавиши звук еще продолжается, а в концертном зале почти сразу «уходит», как при игре на фортепиано. Играть в концертном зале для соборных органистов – все равно, что в маленькой комнате», – считает Доменико.

Три оперные арии в концерте вместе с Доменико Северином исполнила лауреат международного конкурса Евгения Каплун. Несмотря на то, что репетиция была только одна и в сопровождении органа Евгения поет второй раз, звучала она прекрасно. Хочется отметить, что и подача певицы со сцены была на высоте, не было зажатости – все было очень органично и красиво.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=28102010114115&oldnumber=551