"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 41 (555) от 02.12.2010

О детях по-взрослому

Илья СВЕШНИКОВ

В марте этого года в Радищевском музее уже проходила выставка детских рисунков «Этюды детства», на которой были представлены более 50 работ юных художников 1960–1980-х годов из фонда Детской художественной школы. Открывшаяся 25 ноября в стенах художественного музея имени Радищева выставка «Форма и образ» – продолжение весенней экспозиции.

Выставка детских рисунков «Форма и образ» стала очередным результатом совместной просветительской деятельности Радищевского музея и Детской художественной школы. Однако, в отличие от весенней экспозиции «Этюды детства», нынешняя выставка, по словам ее автора, педагога Детской художественной школы Натальи Михайловны Никифоровой, носит, помимо всего прочего, и учебно-методический характер.

По своему замыслу «Форма и образ» – это не просто показ детских рисунков, это и попытка призвать к диалогу педагогов, родителей, студентов и всех заинтересованных в данной сфере людей. В рамках экспозиции планируется ряд семинаров, посвященных вопросам художественного мастерства, для преподавателей детских художественных школ, детских школ искусств и изостудий Саратова и Саратовской области, учащихся данных заведений и их родителей.

На выставке представлены работы юных художников различных возрастов, начиная с трех лет. Все эти рисунки выполнены воспитанниками Натальи Михайловны Никифоровой в 1990–2000-х годах. Однако организована экспозиция не совсем в обычной форме. Наталья Никифорова создала из детских работ серию коллажей, объединенных определенной темой. Каждая из представленных пяти тем имеет свое оригинальное название. Основная же задача – показать, как в процессе детского творчества из формы рождается образ.

Процесс развития индивидуален, его всегда сложно уловить, считает автор экспозиции. Поэтому слово «процесс», по замечанию Натальи Михайловны, на данной выставке является ключевым.

На первом коллаже «Играем и творим, да песенки поем» представлены работы самых маленьких художников, возраст которых от трех до шести лет. Основная тема данного коллажа – игра, в которой юные творцы познают себя и окружающий мир. Детские каракули, говорит Наталья Михайловна, представляют собой «законченные, сбалансированные и организованные по законам гармонии абстрактные композиции со своей мелодией и смыслом».

Второй коллаж «Игра ума взрослеет – что делать с интеллектом? А может, заглянуть за горизонт… И как там?» составлен из работ учащихся двенадцати-четырнадцати лет. Как известно, этот возраст – время противоречивых переживаний, поиска доверия и понимания. В этом возрасте дети подчас прибегают к языку метафор, ассоциаций, замечает педагог. Поэтому «в процессе творческого поиска выразительные средства могут оказаться неожиданными даже для самого автора». На данном этапе ребенок с трудом может ответить на вопрос «что ты тут нарисовал?», он, скорее, отвечает на вопрос «как?».

Третий коллаж – «А если поплавать в море цвета… Ух ты – здорово!». Его основная тема – игра с цветом. Благодаря процессу живописи ученик получает возможность почувствовать восторг от самого процесса, почувствовать полноту образов, «искупаться в море цвета» – по меткому выражению Натальи Никифоровой.

Последние два коллажа – «Украшу узором снаружи» и «Как быть? Узор спрятался внутрь…» – посвящены орнаменту, «неотъемлемой части рационального и эмоционального состояния жизни любого народа». «Если в раннем возрасте дети интуитивно чувствуют природные законы гармонии, то в более старшем – требуется и логически обоснованное изучение законов построения орнамента», – поясняет Наталья Михайловна. В дальнейшем навыки, которые накапливаются у учащегося при разработке узоров, органично переходят в создание более крупных работ.

В целом же коллажи представляют собой единое целое – процесс рождения образа из формы. А своеобразная организация экспозиции дает возможность проследить различные задачи, выполняемые учащимися, и увидеть авторскую методику.

Ценно и то, что выставка, организованная педагогом Детской художественной школы Натальей Михайловной Никифоровой, проводится в залах Радищевского музея. Таким образом поддерживаются традиции «тесной взаимосвязи рисовальной школы и музея», заложенные основателем музея Алексеем Петровичем Боголюбовым.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=2122010004017&oldnumber=555