"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 44 (558) от 23.12.2010

Худсовет

ВВП в «Апельсинах»

Екатерина БОГДАНОВА

В начале этой недели тюзовские артисты не просто представили комедию дель арте по известной сказке Карло Гоцци «Любовь к трем апельсинам» – они в эту комедию сыграли. То, что из этого получилось, и стало очередной театральной премьерой ТЮЗа уходящего года.

Результат получился, что называется, на любителя. Приверженцам классики своеволие с радикальным осовремениванием итальянского драматурга вряд ли придется по душе. С другой стороны, в такой попытке прочтения хорошо известного старого определенно что-то есть. Итальянский режиссер Паоло Эмилио Ланди предоставил артистам полную свободу самовыражения: каждый персонаж наполовину выстроен из актерских импровизаций, приходивших во время репетиций, при этом линия поведения персонажа не выходит за рамки соответствующей маски итальянского народного площадного театра.

И все равно актеры сумели продемонстрировать, кто во что горазд. Абсурдности в оригинальном произведении им, судя по всему, показалось мало – зато, после вольного прочтения в интерпретации итальянского режиссера, пожаловаться на недостаток комедийного фарса никому из зрителей в голову не придет.

Пересказывать до боли знакомый сюжет сказки Гоцци, наверное, смысла нет. Тем более, что фабула в постановке сохранена. Но, чем дольше длится действие, тем больше неожиданностей открывает для себя зритель. Смешки, правда, раздаются не сразу, однако с появлением на сцене хворого наследника престола Тартальи (А. Чернышев) публика оживает.

Все потому, что над образом принца и Чернышев, и Ланди поиздевались вдоволь. Тарталья не появляется на сцене, а вкатывается на нее, используя для передвижения некое подобие увеличенного в размерах столика для кормления младенцев. Оказывается, это приспособление порекомендовал ему доктор, оно хорошо для занятий дыхательно-двигательной гимнастикой. Но после затрачивания на упражнения даже минимальных усилий Тарталья чувствует, что вот-вот умрет. Хворь снимают настойка боярышника и многочисленные пилюли, пузырьки с которыми придирчиво изучаются на предмет взаимодействия с другими лекарственными средствами. Правда, поиски трех вожделенных оранжевых фруктов заставляют Тарталью воспрянуть духом, нарядиться в латы и опоясаться мечом: «Как говорил старик Мичурин, «от березы и осины не родятся апельсины». Так что меня ничто не остановит – ни Мичурин, ни диатез!»

Роль злого персонажа, заговорщика и интригана премьер-министра Леандро, досталась, как можно догадаться, Артему Кузину. В одной из импровизаций он примеряет на себя образ Владимира Владимировича Путина: «Побуду еще немножко премьер-министром, а потом стану п… королем!»

Не менее креативной получилась роль служанки-арапки Смеральдины (В. Шанина), представшей перед аудиторией в начале второго действия. Образ под названием «сами мы не местные, стоим на Черкизоне» Вере Шаниной удался.

В комедию Карло Гоцци затесался даже … дед Мороз! Неустойчивая психика Тартальи упорно принимает за него мага Челио (засл. арт. РФ И. Володарский), хотя сам добрый волшебник напоминает больше Гэндальфа из голливудского «Властелина колец».

Впрочем, рассказывать хочется о каждом персонаже, а действующих лиц в спектакле много, поэтому лучшим вариантом будет все-таки придти в театр юного зрителя и увидеть все собственными глазами.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=23122010003851&oldnumber=558