"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 3 (561) от 27.01.2011

Худсовет

Бессмертная любовь

Лана СОКОЛОВА

Новый дипломный спектакль «Сонеты Шекспира» кафедры пластического воспитания театрального института (курс Игоря Баголея), поставленный хореографом Алексеем Зыковым, отрывает целую череду концертов, фестивалей, конкурсов, посвященных столетию Саратовской государственной консерватории. Правда, само празднование состоится только в следующем году, но подготовка уже началась.

Драматический курс на сцене театра оперы и балета – явление, можно сказать, премьерное во всех смыслах: чаще дипломники проходят на сценах ТЮЗа и академдрамы.

По словам хореографа-постановщика Алексея Зыкова, работалось в театре хорошо, все максимально помогали и шли навстречу. Приятно, что на этот проект откликнулись мастера курса Игорь и Любовь Баголей, поддерживая своих студентов. Предваряя вопросы о ремейке спектакля, Алексей Зыков подчеркнул, что «Сонеты Шекспира» появляются на сцене второй раз, с эскизами костюмов помогала художник из Санкт-Петербурга Ольга Герр. По мнению хореографа, этот вариант наиболее соответствует тому, что как автору, ему хотелось бы увидеть. Прошлый спектакль на курсе А. Кузнецова (премьера состоялась в 2006 году) прошел всего шесть раз, поэтому для такого большого города, как Саратов, все равно, что не прошел. «Для меня это трудный спектакль, – поделился с журналистами Зыков. – Называется он «Сонеты Шекспира», несмотря на то, что фабула заимствована из «Ромео и Джульетты», но в сонетах есть гораздо больше о любви, о том, что такое юность, зрелость, старость. В «Сонетах Шекспира» всегда есть Ромео и Джульетта, только в совершенно разных ипостасях. Ромео и Джульетта, которые прожили долго и счастливо; Ромео и Джульетта, которые так и не стали жить вместе, выйдя замуж за Париса и женившись на Розалине; есть Ромео, который остался жить без своей возлюбленной – и так далее. Мне кажется, что в сонетах Шекспира все это есть, именно поэтому так называется спектакль».

Современные балеты рассчитаны на музыкальное восприятие, считает Зыков, наверное, поэтому так необычен, на первый взгляд, подбор композиторов и произведений: Гендель «Музыка на воде», Вивальди «Времена года», Бетховен «К Элизе», Чайковский «Вальс цветов», наряду с Армстронгом и Тирсеном. «Первым появился в спектакле, – рассказал корреспонденту «Богатея» Алексей Зыков, – Гендель, эту музыку я услышал лет двадцать назад, и она просто потрясла меня. Не знал, куда ее использовать и как. В процессе размышлений были разные проекты, всегда же хочется что-то оригинальное придумать… Так появилась мысль взять музыку разных композиторов о Ромео и Джульетте, но в процессе работы выяснилось, что музыка не соответствует тому, что хотелось видеть. Мне подарили диск Крейга Армстронга (шотландский композитор Крейг Армстронг известен, прежде всего, как автор музыки к голливудским фильмам: «Ромео и Джульетта, «Жестокие игры», «Реальная любовь» – Авт.), потом появился Тирсен. Долго не мог решить сцену бала, и тут все оказалось просто – самое первое, и самое известное, что начинают учить в музыкальной школе, это «К Элизе» Бетховена, и когда нашлись классический вариант, рок-н-ролльный, танговый «К Элизе» – возникла сцена бала».

Признаемся, что этот коктейль на тему «К Элизе», как музыкальное оформление и танцевальное решение, выглядит весьма необычно и оригинально. Сочетание классики и современной музыки в спектакле органично и не диссонирует друг с другом. Помимо классических балетных па, в спектакль включены элементы кейли и современного балета. Весь этот необычный коктейль музыки и танца, приправленный драматической игрой, в конечном итоге оставляет довольно приятное впечатление для глаза и слуха.

И все же что появляется сначала: музыка или действие? «Сначала была мысль, потом музыка, из всего этого формировался какой-то коктейль. Где-то возникала музыка, понимание ее, где-то процесс шел от размышления о персонаже», – рассказывает Алексей Зыков.

Хотя действующие лица и сюжетная линия взяты из шекспировской пьесы «Ромео и Джульетта», основу спектакля все же составляют именно сонеты. Поэтому, вероятно, не стоит искать строгих соответствий с оригиналом пьесы, поскольку «Сонеты Шекспира» – есть впечатления именно от сонетов, воспроизведенные на сцене хореографом. Не зря в либретто (а его стоит внимательно прочесть, именно для того, чтобы не возникло недопонимания и путаницы в голове) каждый эпизод сопровождается строками одного из сонетов, номер которого указан в скобках. А вдруг пытливый зритель захочет окунуться в мир шекспировской поэзии.

«Когда читаешь сонеты, а лучше это делать не подряд, а в разнобой, – считает Алексей, – то в один прекрасный момент понимаешь, что в них есть все, что касается любви. Сонеты Шекспира – это чувства и размышления о любви, взаимной и безответной, о жизни и смерти, тайны которых не постичь никогда. Сонеты Шекспира – это светлая история переживаний юности, молодости, зрелости и угасания, история не стареющей любви».

Возможно, поэтому в спектакле разделение существует не на Монтекки и Капулетти, а на мужчин и женщин – это всегда вражда и любовь. Насколько хореографу удалось донести до зрителей свое видение шекспировских сонетов, покажут, наверное, отклики на спектакль.

Несмотря на то, что на сцене были непрофессиональные артисты балета, двухактный спектакль не производит впечатления затянутого действа и рассчитан, по нашему мнению, на зрителя думающего. Каждый из 40 эпизодов – отдельная маленькая история, которая, сплетаясь с другими маленькими историями, рисует перед нами большую историю о любви.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=26012011234503&oldnumber=561