"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 3 (561) от 27.01.2011

Худсовет

Правила игры, или Театральный абсурд

Светлана ТЕНЕТКО

22 января в народном театре драмы «Свободный театр» давали премьерный спектакль антипьесы Эжена Ионеско «Лысая певица» (постановка Ии Воробьевой).

Как нам показалось, спектакль выбран не случайно, в «багаже» «Свободного театра» уже есть несколько «абсурдных работ»: «Старуха» Д. Хармса, «Женские сказки» (см. «Богатей № 32 (546) от 23.09.2010), «Гамлет на четверть часа» Т. Стоппарда. Большая часть материала, по словам режиссера театра Ии Воробьевой, – абсурд. Приходом к абсурду послужила, как это ни парадоксально, скука в быту. У абсурда, по мнению режиссера, широкое поле деятельности, за одним словом cкрывается множество пластов, которые можно буквально «нарезать» и брать в работу. Даже новый спектакль можно дорабатывать не один год, считает Ия Васильевна. Тем и хорош абсурд, потому что он «воздушный», в нем можно делать все, что угодно, все это будет к месту и вызывать новые ассоциации. «Мы не говорим зрителю ничего конкретного, мы даем ему возможность расшифровать все самому. Заумный зритель, – по мнению Воробьевой, – это уже абсурд».

Насколько мы могли заметить, небольшой зрительный зал театра всегда полон, следовательно, своего «заумного зрителя» театр уже нашел.

Ионеско появился в репертуаре театра не просто так, он – один из любимых авторов режиссера. Абсурд Ионеско, по мнению Ии Васильевны, позитивный абсурд, и чтобы автор ни делал, бесконечной депрессией от его произведений не веет. «Король умирает», самая последняя его пьеса, написана очень смешно. Изначально ее можно назвать пособием по умиранию, в которой он объясняет людям, что нужно просто относиться к сложным вещам», – такую характеристику Ионеско дает Воробьева.

Спектакль ставится на импровизации актеров, и если актер не готов сам ничего предложить, то из спектакля, особенно из Ионеско, ничего не получится. Ионеско и любой абсурд вообще – это предложение правил игры. «Мы постоянно предлагаем какие-то правила игры и по этим правилам играем; если есть повод, то меняем эти правила, а зритель в процессе наблюдает за правилами игры. Мы играем в одно правило, на него наслаивается другое правило, и если актеры играют по правилам, то конфликта не происходит; если же кто-то играет против правил – конфликт «высекается». Когда выбирались правила игры, по которым можно было сыграть эту пьесу, то ничего кроме театра и внутри театральных интриг как-то не навеялось, – поделилась с корреспондентом «Богатея» Ия Воробьева. Так «Свободный театр» решил пошутить над профессиональным театром. Все неземные интонации актеров, пафос, перебор – все это взято из профессиональных театров.

Зрителя еще до начала представления вводят в «тему абсурда»: обладатель счастливого билета, «по давней традиции театра», должен стать его директором. Счастливчика усаживают в директорское кресло, предлагают принять дела и подписать необходимые документы, причем свет сразу гасится, ну согласитесь, разве можно подписывать важные бумаги при свете!

А на сцене, благо от зрителей она находится на расстоянии вытянутой руки, разворачиваются битвы за роли и внимание самого главного для актера человека – зрителя.

Перед нами две миссис Смит при одном мистере Смите (Павел Миронов) – «трезвая» (Ольга Абрамова) и «алкоголичка» (Екатерина Писарева), две супружеские пары Мартинов – «приличные» (Заура Исмаилова и Роман Зотов) – утверждают, что это они настоящие Мартины и Мартины, «озабоченные» любовными играми (Анастасия Стукалина и Константин Олексюк). Две служанки – «английская девушка» Татьяна Рузымуратова и «брутальная» оторва, хамоватая Юлия Рудникова. И даже не два, а три брандмейстер – Дмитрий Воробьев, Даниил Бастылев и юный Кузьма Воробьев.

Текст, который произносят персонажи, уходит на второй план, поскольку зрительское внимание больше занято тем, как это делают актеры. Рассказ об обеде превращается в пафосную речь королевы-матери, а пожарные устраивают шоу с кувалдой, огнетушителем и брандспойтом, явно пародируя рок-музыкантов. История про насморк у Дмитрия Воробьева превращается в витиеватый грузинский тост.

Спектакль, скорее, похож на хороший стеб, не переходящий дозволенных границ, за которыми начинается откровенное ерничество. Музыкальное сопровождение к спектаклю тоже необычное – треки из компьютерной игры «Не верь худо» и DJ Ножик Чупс.

«С Ионеско мы поступили так, как он обычно поступает, – рассказывает о работе над спектаклем режиссер Воробьева. – Я на него немножко зла, потому что в прошлом году мы очень долго возились с «Макбетом». По разным причинам актеры выбывали из спектакля: работа, командировки, болезни и пр. Я разозлилась на Ионеско, поставила «Король умирает» и решила, что в этот раз сначала будет капустник на эту пьесу, а потом поставим премьеру – все задом наперед. Перед Новым годом за четыре репетиции ребята освоили материал, поняли, где и над чем шутить, – это был капустник на самих себя. В общем, мы прокапустили всю «Лысую певицу». Ионеско на нас не обиделся, потому что позволил дальше работать с пьесой – сначала прокапустили его хорошенечко, а потом уже начали делать сам спектакль».

Со временем некоторые премьерные шероховатости сотрутся, а актеры более четко буду работать в заданных амплуа; несомненно, за рамками сценического действа у каждого появится своя собственная история, отношения, которые складываются со «сценическими партнерам», – тот затекст, без которого, по мнению режиссера, спектакль выглядел бы «плоско». Как бы там ни было, «заумный» зритель «Свободного театра» в субботний вечер ушел со словами искренней благодарности артистам, а это, поверьте, дорого стоит.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=26012011234559&oldnumber=561