"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 11 (569) от 31.03.2011

СМИшные Дела

Школа закончена, марафон продолжается

Юрий ЧЕРНЫШОВ

26 марта завершила работу Саратовская школа повышения журналистского мастерства (СШЖМ), организованная Фондом защиты гласности при личном участии президента фонда, члена президентского Совета по развитию гражданского общества Алексея Симонова на базе пресс-центра на Московской, 90 и, отчасти, культурного центра им. П.А. Столыпина. Слушателям, успешно завершившим курсы, были вручены сертификаты, а особенно усердные поощрены дополнительно диктофонами. На церемонии присутствовала председатель Саратовского отделения Союза журналистов России Лидия Златогорская.

Школа журналистского мастерства – это бесплатная образовательная программа повышения квалификации журналистов и блогеров, которая проводится ежегодно с 2007 года. Школа организуется Фондом защиты гласности (г. Москва), президентом которого является известный общественный деятель Алексей Симонов, совместно с Центром журналистского образования (США).

Цель программы проведения школ – помочь начинающим журналистам в приобретении дополнительных теоретических знаний и практических умений, необходимых для профессиональной деятельности, а также повышение информационной культуры вообще.

Школа работала четыре месяца – с 15 ноября по 15 марта. Занятия проходили в двух группах: журналистов-расследователей и блогеров по 10–15 человек в каждой. Кроме того, занятия посещали также вольнослушатели. Часть слушателей оказалась способной посещать и выполнять домашние задания сразу в двух группах. Успешно одолевшие такую нагрузку получили сразу два сертификата.

Вручение сертификатов и призов производилось лично президентом Фонда Алексеем Симоновым, специально для того прибывшим на два дня в Саратов. В пятницу Алексей Кириллович прочел заключительную лекцию «20 лет новой журналистики». И хотя до саратовской школы прошли три в других городах, но, как это ни парадоксально, устоявшихся методик и курса лекций для проведения таких школ, особенно для групп блогеров, не было создано. Не случайно одна из публикаций, появившаяся перед началом занятий в школе, называлась: «Что делать?» – было. Теперь: «С чего начать?».

Не обошлось и без внутренних раздоров, чему способствовали отсутствие единого методологического подхода к занятиям и специфика индивидуальных взаимоотношений преподавателей. Эти особенности породили излишние проблемы и трудности, которые, однако, удалось преодолеть в период существования школы.

Что касается специфики обучения, то результаты можно считать весьма отрадными. Ведь до проведения Саратовской ШЖМ существовала лишь Программа проведения школ вообще, но не было цельной концепции проведения такой школы. Особенно это относится к группе блогеров, что объясняется как новизной Интернет-СМИ, так и ее специфического сегмента – блогосферы. А особенно, блогерства как такового, носящего сугубо индивидуальный характер и «опирающегося» на индивидуальный взгляд на свое занятие. По-существу, имелся почти «нулевой» концептуальный, методический и учебный лекционно-семинарский уровень этого подраздела школы.

С проработки концепции Программы блогерства началось формирование лекционного и семинарского блока для блогеров. Вот как звучат некоторые из основополагающих принципов концепции:

1. Учить технике нет особого смысла – почти на любом сайте открыты блоги (или авторские страницы) с предельно простыми правилами регистрации. Учить следует пониманию того, с чем блогер имеет дело: систематике блогосферы, видам ее использования, виртуалистике, как особой разновидности реальности и мышления.

2. Блогеры ответственны за формирование тренда к понижению нравственного климата и культурного уровня, наблюдаемого не только в блогосфере, но и в обществе. А анонимность публикаций и комментариев, принятая в блогосфере, снижает требования к ответственности. Растет безграмотность и агрессивность. «Мочить – и никаких гвоздей!» – это девиз из одного из блогов в блогосфере. В комментариях к событиям невиданно распространились мизантропия, ксенофобия, оголтелый шовинизм, религиозная нетерпимость, злоба и ненависть, открытый мат и оскорбительные высказывания. Задача школы – усилить внимание к повышению нравственного фона блогосферы. Девиз школы: «За чистую блогосферу!», «За блАгосферу!». Идеализация? – Да! Но на уровне девиза оправданна.

3. Почти полное отсутствие системности, примитивизм комментариев, прямолинейность без всякой рефлексии в блогосфере – это показатели отсутствия основы логического и непредвзятого мышления. Способности думать о том, КАК (а не о чем!) думает сам думающий, то есть рефлексии – этому труднейшему мыслительному приему – надо учить.

4. Почти нет опыта описания использования блогосферы как источника научной и просветительской информации. Но такой опыт имеется, и необходима его передача хотя бы в виде обмена опытом.

Эти концептуальные установки в основном удалось выдержать. Они закреплялись и в специально созданной закрытой учебной группе в Интеренте «БлАгосфера», и во впервые разработанных учебных домашних заданиях.

В группе журналистов-расследователей таковыми явились учебные зачетные расследования, выполнявшимися слушателями, в группе блогеров зачетными явились домашние задания. Это также явилось своеобразным «ноу-хау» саратовской школы, что признано и А. Симоновым.

Нельзя не рассказать о занятном эпизоде, связанном с выполнением самого первого домашнего задания. Оно заключалось в необходимости проанализировать комментарии в двух постах (текстах). Один был реальный – взят прямо из блогосферы. Другой представлял… рассказ А.П. Чехова «Жалобная книга». Как ни удивительно, но далеко не все слушатели «раскусили» подвох и, отвечая на вопрос, к какому виду в структуре блогосферы относится данный пост, старательно занялись поиском. И, что особенно отрадно, нашли-таки место Чехову в блогосфере – столь близок духу блогосферы оказался рассказ, написанный более века назад!

Трудно предугадать, как отразятся на дальнейшей судьбе слушателей знания, полученные в школе, но свое отношение они выразили в коллективном подарке Алексею Симонову – майке с рисунком и текстом. Рисунок представляет собой корзину, из которой вываливается черепаха – любимый символ «гласности, ползущей к свободе слова» Алексея Кирилловича. Под рисунком текст: «Присоединяемся к марафону в сторону гласности». Да будет так! И тем уже оправдано проведение школы.

Церемония вручения завершилась торжественным фуршетом и долгими разговоры о прошедшем событии, которое наверняка останется навсегда в памяти слушателей и преподавателей.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=30032011235122&oldnumber=569