"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 12 (570) от 07.04.2011

Фестиваль

Ай да Хлестаковка!

Юрий ЧЕРНЫШОВ

Традиционные Хлестаковские чтения, ежегодно организуемые Институтом филологии и журналистики СГУ, состоялись 1 апреля «в 301 комнате 11 дома». В рамках чтений прошло также действие, которое «еще не шло доныне», – первая в мире Хлестаковская ярмарка с участием дошкольной Академии «Топ-топ», Школы юного журналиста, Клуба абитуриентов ИФиЖ–2011, аспирантов, преподавателей института, аниматоров, прессы и изумленной публики.

Хлестаковка – событие уникальное, его называют – не без хлестаковского эпатажа – «главным литературно-филологическим праздником года». Нынешние чтения, а точнее фестиваль, четырнадцатый по счету. Инициатором его и идейным вдохновителем был директор ИФиЖ Валерий Прозоров. Художественным руководителем фестиваля называют доцента Кирилла Захарова. Он был ведущим Хлестаковки и на этот раз и, надо сказать, блистал. Такое совмещение ролей сам Кирилл так объяснил в одном из интервью студенческому литературному изданию «Слиток»: «Не планировалось, что я буду ведущим Хлестаковки… Но поскольку я исполнял и исполняю обязанности художественного руководителя, я точно знаю, какие номера будут, поэтому мне легко их объявлять…»

В бессменности художественного руководителя – связь фестиваля 90-х, фестиваля 2000-х и фестиваля 2010-х». Интересующиеся историей и сегодняшним днем «Слитка», могут обратиться к его сайту: http://slitok-ifij.livejournal.com.

Связь связью, но каждый раз фестиваль привносит что-то новое в осмысление бессмертной комедии. Так, в первом двухчастном действии фестиваля – как бы для «своих» и интеллектуалов – состоялось открытие виртуального Дома-музея Хлестакова. Экспонатами музея стали: «Хлестаков и Репитилов в интертекстуальном пространстве рассказа А.П. Чехова «Тапер» (профессор Юрий Борисов); «Гоголевские цитаты у А.В. Сухово-Кобылина» (подарок Кирилла Захарова); «Гоголевское начало в сценах А.Н. Островского «Утро молодого человека» (оторвал от сердца аспирант Никита Музалевский); «Интерпретации «Ревизора» в зарубежном киноискусстве. Хлестаков в Голливуде» (контрабандно через таможню доставила Евгения Изотова); «Гоголь и Лес Курбас» (этот изыск не пожалела гостья из украинского города Нежина Евгения Прохоренко) и «Материализация театральных идей ОБЭРИУ» – такой, можно сказать, образец шаманства представила Евгения Остроухова из Новосибирска.

Во втором отделении открытия музея дарители экспонатов еще более расщедрились. И то, что тут началось, не опишешь, как говорится, в словах. Читателю только и остается, что вообразить атмосферу действия по содержанию экспонатов. «Женитьба Гоголя в «Осенней скуке» Н.А. Некрасова: Сиквел или ремикс? К проблеме диалога драматургов» (участники старательно рассматривали этот дивный экспонат, подаренный доцентом Артемом Зориным; «Концовка «Ревизора» в аспекте литературных взглядов М.А. Булгакова» (где начало и где конец в этом экспонате, напоминающим ленту Мебиуса, предложенном Евгением Трухачевым, осталось загадкой); «Игроки Гоголя: «театр в театре» (находка студентки Ольги Геранчевой); «Неосознанные формы авторского присутствия в «Женитьбе» Гоголя» (этому экспонату аспирантки Ульяны Копенкиной более всего порадовался бы сам автор «Женитьбы», если бы осознал свое присутствие там); «Мотив плутовства в художественном мире Гоголя: Артемий Филиппович Земляника» (плутовство не укрылось от бдительного взгляда студентки Надеждой Кравцовой).

И когда все стали, кажется, путаться в том, чем же именно наполняется музей, появился здравый экспонат – инструкция по пользованию экспонатами, привнесенный в назидание дарителям студенткой Лыковой Кристиной-Элизабет Мартиновной: «Сопоставление терминов, обозначающих актерские амплуа, в словарях разных типов». Тут-то все поняли, что пришла пора обратиться к тезаурусу. Он же – глоссарий. Что стало логическим завершением второй части явления I фестиваля.

Второе явление открылось ремейком «Ревизора», начавшимся с телефонного звонка секретарше важной персоны. В трубке прозвучало: «К нам едет ревизор…». Дальше все продолжилось в том же духе, но до последнего момента не покидало ощущение, что это-таки «Ревизор» нашего времени. Позже был конкурс костюмов участников действия, и ор с балюстрад по этому поводу всех присутствующих в пользу того или иного костюма (ну, чисто новгородское вече, заставившее ведущего даже присесть от звукового давления). Разные стороны балюстрад не смогли переорать друг друга, и победителями стали два костюма: «ведьма» и «таракан».

А далее, как и было обещано, впервые в программе Хлестаковки заработала «Хлестаковская ярмарка». Как оно выглядело? Достаточно просто и чрезвычайно занимательно. Ведущий демонстрировал на экране какое-либо броское выражение или фразу из пьесы, а активные участники ярмарки – им мог стать каждый из присутствовавших – пытались ответить на вопрос: кому из персонажей комедии принадлежит фраза. Ответивший правильно получал «ваучер» – большой красный листок, дающий право на дополнительный балл на экзаменах по любому предмету. Скажем, ответил студент на двойку, а предъявив ваучер, получит тройку. А поскольку ваучер – не именной, то его можно передавать – скажем, сильный студент может передать его балбесу. Таким образом, на десяток балбесов может стать больше в нашем Отечестве. Хорошо хоть то, что все-таки один ваучер, не дождавшись правильного ответа на вопрос, был уничтожен. Что отрадно. Но более всего приходится уповать на 1 апреля, когда происходила эта «ваучеризация».

Сходным по духу было и соревнование команд преподавателей и студентов (по четыре участника). Задачей команд являлось угадывание текста фразы из «Ревизора», демонстрировавшейся на экране. Трое из команды стояли спиной к экрану, а четвертый – лицом к ним и к экрану – пытался жестами объяснить содержание фразы. Участники сделали по три попытки, и со счетом 2:1 победили преподаватели. За победу им достался ваучер, что дает им право «утопить» любого студента. Скажем, ответил студент на тройку, но, помнится, лекции прогуливал, были у него «хвосты», да и еще кое-что за ним числится неблаговидного. Ать, ему – красный ваучер пред очи, и заветная «тройка» превращается в «неуд».

А еще все это страшное действие перемежалось великолепными гитарными номерами и не менее великолепным дуэтом тех самых нерадивых студенток, которые позорно уступили красный ваучер преподавателям. Я бы на месте преподавателей после этих номеров публично изорвал бы свой красный ваучер. Ведь не зря же девиз Хлестаковки, пропечатанный в приглашении, гласит: «Чтобы добро понять и зло возненавидеть».

Более чем часовое представление завершилось беготней и суетой по балюстраде чертей, тараканов, ведьм и прочей нечисти и коллективным их фотографированием.

Браво, Хлестаковка!

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=6042011230633&oldnumber=570