"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 12 (570) от 07.04.2011

Роскошь Общения

Модный глянец

Светлана ТЕНЕТКО

31 марта стартовал новый проект «I–Лекторий», разработанный интеллектуальным содружеством «Те самые». Первая лекция проекта, координаторами которого являются Людмила Тугарина, Ольга Тринитатская и Ирина Елисеева, стала встреча с редактором отдела моды Еленой Бессоновой и «модным» обозревателем одного из популярных журналов о моде «Elle» Евгением Тихоновичем.

О глянце и проекте

Итак, модный глянец. Вряд ли найдется представительница прекрасного пола, ни разу не державшая в руках хотя бы один из модных глянцевых журналов. Чем же так привлекает именно этот глянец женский пол вне зависимости от возраста, социального статуса и финансового положения? Вероятно, не только тем, что модный глянец дает возможность познакомиться с новыми тенденциями или дизайнерскими изысками – для этого достаточно зайти в Интернете на сайт журнала; думается, дело в другом: качественный модный глянец не только источник информации, но своего рода некий антидепрессант. Всегда приятно подержать в руках качественную полиграфию, посмотреть на красивые профессиональные фотографии. Модный глянец, наверное, создает иллюзию некой сопричастности к миру высокой моды, увы, не доступной многим нашим соотечественникам. К тому же, глянец в той ли иной мере все же воспитывает чувство вкуса и меры, о которых мы порой имеем весьма размытое представление или даже забываем.

Почему же в пилотном проекте принял участие именно журнал «Elle»? Как рассказали координаторы, к этому журналу у них давняя симпатия. По словам Людмилы Тугариной, потребность в поведении мероприятий, с одной стороны, светского характера, с другой – интеллектуального времяпрепровождения уже давно «витала в воздухе и в умах координаторов. Все совпало как нельзя кстати: согласились приехать лекторы из журнала «ELLE», отмечающего 15-летие выхода в России, появился партнер по организации – салон «Le Stelle», у которого развивается имиджмейкерское направление и, конечно же, опыт содружества «Те самые» по организации мероприятий развлекательного характера. «Elle» – первый проект, который сочетает интеллектуальную и светскую составляющие. Направление самого проекта подразумевает не обычные лекции на заданную тему, а подачу информации доступным языком, интересным широкой аудитории. В дальнейшем в рамках проекта планируется ряд лекций по декору, дизайну, кулинарии, красоте и здоровью (косметология, фитнес). В проекте, по замыслу организаторов, примут участие действительно известные, авторитетные люди, имена которых, как говорится, на слуху и на виду. И хотя попытки подобных мероприятий в Саратове уже были, тем не менее, у наших горожан еще нет устойчивой привычки к лекциям в «новом формате».

Гости не обманули ожиданий. Хотя, по словам Елены и Евгения, по западным меркам для модного глянца они очень молоды и вряд ли смогли бы занимать столь высокий пост во французском, немецком или итальянском корпункте, в России модный глянец еще очень молод, как журналисты и редакторы.

От создателей российского «Elle»

Рассказ о модных тенденциях был своего рода иллюстрацией к тому, как создается журнал и его структура. Для тех, кому издательская кухня не в новинку, пожалуй, не было ничего удивительного в небольших «косяках»: например, на показе ассистент в спешке забывает отвернуть одну из брючин на модели; естественно, что такое фото с подиума в номер не пойдет и потребует определенной ретуши. Не говоря уже о том, что даже модные показы известных домов – это не только грандиозные шоу, но и тяжелая работа для журналистов и редактора. Возможно, своим рассказом об «изнанке» модного журнала Елена и Евгений развенчали идеализируемый некоторыми мир глянца.

Мы, в свою очередь, задали коллегам из глянца несколько вопросов о моде и не только.

Корр.: Принято, что женскую моду, да и моду вообще, обычно освещают представительницы слабого пола. Вы, насколько знаю, пришли в моду из журналистики. Как это произошло?

Е. Тихонович: Я всегда мечтал заниматься высокой модой. Даже в свое время пытался в журнале «JQ» что-то писать. Так получилось, что рынок мужских журналов не сложился в смысле моды. Мне поступило предложение заняться женской модой, надо было как-то себя проявить, так я попал в женскую моду, чем и сейчас занимаюсь.

Корр.: Вы начинали как модный журналист?

Е. Тихонович: Да, я начинал как модный журналист и писал для мужского журнала «JQ», в итоге для меня просто не нашлось места в этой сфере, потому что ниша очень маленькая. Я переключился на женскую моду, понравилось, стало интересно. Вокруг всегда красивые девушки – почему нет?

Корр.: Мужская подача женской моды чем-то отличается от женской с точки зрения журналистики?

Е. Тихонович: Наверное, отличается. У меня, вероятно, больше критики, больше объективности в силу того, что сам я эти вещи не ношу, В это смысле мне эти вещи проще оценивать, а читательницам узнать мужской взгляд, наверное, всегда интереснее на женские вещи.

Корр.: Бытует мнение, что лучшие дизайнеры все же мужчины… Они лучше чувствуют и понимают женщин?

Е. Тихонович: Думаю, что да. И, как правило, во главе ведущих домов моды стоит мужчина – это и Louis Vuitton, и Chanel. Есть, конечно, Prada, которая задает сегодня очень сильно тенденции… Но если посмотрите на все знаковые шоу и дома моды, то задают тон, конечно, мужчины. Я не знаю, в чем дело. Может быть, как-то по-другому ощущают и видят мужчины женское тело. Может, поэтому? Может, они объективнее выступают.

Е. Бессонова: Я расскажу на примере. Недавно мы с Женей делали материал: взгляд мужчины на произведение дизайнерской мысли. Зачастую женщина все равно одевается для мужчины, и мужчине всегда лучше знать, как и в чем он хочет видеть женщину. Мужчина видит, в каком образе женщина будет ему более интересна.

Корр.: Какими чертами характера должны обладать люди, которые хотят стать редактором или журналистом журнала моды?

Е. Бессонова: Прежде всего, человек должен «гореть» этим делом, не просто интересоваться. Когда я пришла работать в журнал, меня не интересовало ничего, кроме этой работы: ни финансовая сторона, ни мое свободное время, ни личная жизнь. Приходится идти на компромисс, если хочешь чего-то добиться. Ты должен быть амбициозен, «болеть» модой, интересоваться всеми сопряженными с ней областями, чем-то жертвовать и работать, работать, работать. Я пришла без какого-либо образования, начинала как ассистент, интерн, можно сказать, «девочка на побегушках».

Е. Тихонович: Профильное образование именно в модной журналистике не имеет принципиального значения, хотя, если оно есть, это будет только плюсом. Я считаю важными две вещи: смотреть и читать, и делать это непрерывно. Читать книги, посещать выставки, причем не только выставки, связанные с модой, но и с искусством вообще.

Практика показывает, что выпускники журфака писать-то вовсе не умеют. Были времена, когда газета «Коммерсант» принципиально не брала представителей журфака, а отдавала предпочтение экономистам, юристам. Иногда лучше взять человека с искусствоведческим образованием, чем с журналистским. Если человек хорошо образован и грамотен, он будет хорошо писать и у него не будет той постсоветской заскорузлой журналистской школы, негибкого слога, нужно, чтобы тексты были без «пампушек» и «кренделей», чтобы не было неуместной поэзии и пафоса. Нужен анализ, который многие не хотят или не умеют делать, и чувство юмора. Меня учила писать Ольга Михайловская, наверное, наш главный человек, который пишет о моде. Она подсказывала, что хорошо, а что плохо.

Корр.: Есть ли у журнала «запретные темы», на которые вы категорически не пишите?

Е. Бессонова: Мы пишем обо всем, что связано с модой. И если это не идет в разрез с общечеловеческой моралью, то для нас нет запретных тем.

Корр.: Насколько интересна и освещается журналом современная мода российских дизайнеров-модельеров? Помогает ли редакция журнала продвижению талантливых людей, в данном случае я имею в виду Россию? Могли бы вы назвать конкретные примеры.

Е. Бессонова: Мы много пишем, я снимаю много работ наших российских дизайнеров, есть очень много талантливых и достойных людей. Женя пишет репорты с недель моды, я эти вещи снимаю, мы рассказываем людям о том, что существуют не только западные марки, а есть и не менее талантливые российские дизайнеры, о том, какие вещи они делают и где их можно купить. Совместными усилиями мы пытаемся двигать этот сложный механизм под названием «русская мода» вперед. Имен дизайнеров, которых мы «взрастили», мы вам не назовем. Мы не единственный журнал на этом рынке: здесь и «Vogue» и «L’Officiel» и «Harper’s Bazaar», мы все совместно снимаем эти вещи, пишем об этом. Не могу сказать, что какой-то определенный журнал открыл какие-то имена, нет такого.

Е. Тихонович: Могло быть, что мы одними из первых упомянули имя какого-то дизайнера, но не значит, что мы его открыли, он сам себя открыл. Мы просто помогаем ему в том, чтобы о нем узнали как можно больше людей.

Корр.: Что нужно сделать провинциальным дизайнерам, чтобы попасть на обложку или в одну из рубрик журнала?

Е. Бессонова: Наверное, нужно создать что-то такое фееричное…

Е. Тихонович: Создать красивую коллекцию, по меньшей мере.

Е. Бессонова: Например, в 2009 году на обложке сентябрьского «Elle» было платье Игоря Чапурина, кстати, родом из провинции, хотя, в принципе, мы редко снимаем российских дизайнеров на обложки. Потому что существует очень тонкий процесс завязки с большими модными домами. Обложки на год все расписаны: Dolce & Gabbana, Louis Vuitton, Dior – должны быть именитые бренды. Зачастую мы снимаем не просто российских селебрити, а селебрити международного масштаба. Западные звезды, которые снимаются для нас, работают в тандеме с именитыми домами моды.

Корр.: Чем отличается ваш журнал от любого другого модного глянца и в чем вы видите преимущества журнала«Elle»?

Е. Бессонова: Вообще, у журналов есть различные категории. Например, журнал «Elle» относится к категории А-класса наряду с «Vogue», «L’Officiel» и «Harper’s Bazaar». У каждого из них своя направленность. «Vogue» – библия моды на 99 процентов, «L’Officiel» – альтернативная мода, нестандартный подход, «Harper’s Bazaar» – что-то среднее между «Vogue» и «L’Officiel» – андеграундно-альтенративный. «Elle» лицом больше повернут к читателю – открыт, демократичен, процентов на 70 состоит из моды, поднимает острые социальные проблемы, затрагивает проблемы психологии.

Е. Тихонович: «Elle» – не журнал моды от первой до последней страницы, а журнал, где можно не только посмотреть, но еще и почитать.

Корр.: Какова возрастная категория читателей, на которую рассчитан журнал? Кто ваши читатели, какими вы себе их представляете. Кто она – девушка в стиле «Elle»: чем интересуется, как одевается, кем работает?

Е. Бессонова: Поскольку «Elle» изначально французское издание, то, в принципе, не важно, чем занимается наша читательница. Она легкая на подъем, молода душой, интересуется не только модой, но и обществом.

Е. Тихонович: Ей интересны любые темы, она не обязательно богата или нет. Вопрос не касается ее материального состояния; многие думают, что журнал покупают только для того, чтобы купить дорогие вещи. Есть принцип показать, что вещи могут быть недорогими и красивыми одновременно. Нас читают и 18-летние секретарши, и 35-летние бизнес-леди. Но в основном, конечно, молодая аудитория, как правило, до 30-ти

Корр.: Что нужно сделать, чтобы привить россиянам чувство вкуса и меры в моде?

Е. Бессонова: Думаю, что мы начали уже, мы приехали сюда с лекцией, и это не первый наш опыт. Я читала лекции в Ростове-на Дону, Женя едет в Петербург и Екатеринбург. Думаю, что это прекрасная возможность рассказать людям, как на самом деле устроен весь модный бизнес изнутри. Зачастую об этом существует неправильное представление. Люди смотрят «Глянец» или «Дьявол носит Prada» и думают, что так на самом деле происходит. Но в реальности – все по-другому. Эти фильмы ничего общего не имеют с реальной жизнью.

В Москве в некоторых профильных университетах начинают появляться профилирующие занятия. Эвелина Хомченко читает свой курс в Институте бизнеса и делового администрирования. На самом деле, такого рода образования нет в стране, даже глянцевой журналистике «Elle» всего 15 лет, так что она еще подросток.

Е. Тихонович: Общими усилиями что-то надо делать, но не за 10–20 лет. У нас же моды практически не существовало 70 лет и до этого, в принципе, тоже. Моду всегда импортировали. У нас был балет, космос, а моды никогда не было. И ждать того, что за 2–3 года что-то решится, – нет, конечно. Пока не сменится поколение, все дальше так и будет идти.

Это должно идти, например, как в Италии, от бабушек и дедушек, потому что последующее поколение должно это видеть каждый день. Откуда нам это все брать – неоткуда. Это можно взять, если постоянно видеть перед глазами. У нас прекрасный Эрмитаж и много еще чего, но в России мало декоративно-прикладного искусства, чего очень много на Западе. Мы можем прекрасно разбираться в живописи, но как все это делалось (например, посуда, керамика и пр.), мы не всегда знаем, но это тоже очень важно.

Главная проблема – нужна насмотренность. Для этого существуют журналы, телевидение, Интернет. Не будет насмотренности, не будет ничего. В любом случае мода – это всегда подражание. Я не верю, что хороший вкус всегда заложен, он появляется при условии, что вы можете на это смотреть.

Корр.: Для чего нужен и нужен ли глянец?

Е. Тихонович: Глянец не стоит мифологизировать, преувеличивать или преуменьшать его заслуги. Это продукт – красивый или не очень – это правда. К нему нужно относиться как к продукту, который покупают, как красивую вещь, для вдохновления: почему бы ни посмотреть красивые съемки, сделанные известным фотографом, или просто ни поднять себе настроение. Все. Никакой образовательной функции глянцевые журналы (мы не берем во внимание научно-популярные) не несут, конечно, и не пытаются. Некоторые считаю, что глянцевые журналы это пустышки. Мы не претендуем на что-то большее, мы не несем в себе миссию научить людей жить. Мы пытаемся людей развлечь. Глянец – вид развлечения и вдохновления.

Мнение зала

Помимо самой лекции, вниманию милых дам – а они опять были в подавляющем большинстве – была представленная частная коллекция глянца Ирины Елисеевой. По признанию обладательницы модного глянца, она не задавалась целью создать подобную коллекцию. И все же, по словам Ирины, к модному глянцу отношение довольно трепетное по разным причинам и порой без него не обойтись в работе. Так получилось, что накопленные за несколько лет журналы стали своего рода коллекцией.

Мы решили узнать мнение «зала». Отмечен был высокий уровень организации. Поскольку лекция была о моде, и не просто о моде, а скорее, о модном глянце, то наличие нарядов, улыбок и шампанского входило в «сценарий» и создавало сопричастность к некоему саратовскому бомонду.

По мнению модельера-дизайнера Марины Сапеги, такие мероприятия нужны, интересны и очень актуальны для Саратова. С другой стороны, для тех, кто постоянно «варится» в мире под названием «мода» или является постоянным читателям модного глянца, пожалуй, что-то новое московские гости, вряд ли, сказали. Даже «жалобы» редактора журнала прозвучали для иных как реклама того, как хорошо работать в модном глянце. И, несмотря на то, что, возможно, не все ожидания присутствовавших оправдались, было приятно окунуться в атмосферу моды.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=6042011230728&oldnumber=570