"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 16 (574) от 05.05.2011

Худсовет

Шекспир со слонами

05.05.2011

Лана СОКОЛОВА

В цирке «замахнулись на Вильяма нашего Шекспира», как говаривал персонаж фильма «Берегись автомобиля». Надо сказать, что «замах» получился весьма удачным. Взяв за основу одну из сюжетных линий – любовную размолвку Титании и Оберона из шекспировской комедии «Сон в летнюю ночь», режиссер-постановщик Таисия Корнилова выстраивает целый спектакль, а именно так можно назвать действо «Тайна слонов-великанов», которое саратовцы увидели на арене цирка.

А причем тут слоны, спросите вы? Давайте вспомним «камень» раздора «Наш Оберон разгневан на жену/ За то, что у нее живет в плену/ Подменыш, сын индийского царя». Индийский махараджа, или просто царь, всегда при дворе имеет тиров и обязательно слонов. Считалось, что чем богаче вельможа в Индии, тем больше у него слонов. Эту историю, рассказал на одной из съемок Таисии Корниловой актер Митхун Чакраборти, который тоже хотел завести слона (а, например, не лося). Потому и обратился к дрессировщице за «инструкцией» по обращению с этими животными. Отсюда и слоновий двор во владениях шекспировских Титании и Оберона (мальчик-то ведь не из простой семьи был).

Впрочем, слоны в Индии служат не только эмблемой царской власти, но и символизируют качества, необходимые для хорошего правителя: достоинство, проницательность, интеллект, терпение, а также верность, миролюбие, долголетие, процветание, счастье. А счастье, по мнению создателей спектакля, возможно только в любви… Вот какой, вполне в духе шекспировской комедии, получился закрученный сюжет, в котором принимают участие все представители волшебного народца: феи, эльфы. сатиры и кентавры Отсюда и название спектакля – «Тайна слонов-великанов». И разгадывать эту тайну зрителю предстоит весь спектакль.

Спектакль собрал не только цирковые номера самых различных жанров: «воздух» – гимнасты на полотнах (Шахматные королевы – Анна Грабина и Татьяна Плис (Украина), гимнаст на ремнях (Сергей Андреев в роли Купидона (Россия), эквилибр Кентавра Андрея Цаплина (Санкт-Петербург) и Сатира на свободной проволоке (Виталий Островерхов (Украина) и акробаты на батуте Филиппа Попова (Санкт-Петербург), танец на проволоке Птицы снов (Ольга Рожковская (Россия), украинские жонглеры на лошадях во главе с Русланом Яремчуком, хищники «без клетки» Дмитрия Кузнецова, коверные Пак: Евгений Щетинин (Одесса) и Цветочница Татьяна Колобас (Киев), но и артистов разных цирков и даже стран.

Как создавался спектакль

Идея создания спектакля, по словам Таисии Корниловой, родилась года 2 года назад. Шоу делалось по заказу Питерского цирка Чинезелли. Почти тем же составом, которым работали первые представления (клоуны из Штатов подъедут в Саратов 12 мая, после гастролей в Германии), труппа приехала в Саратов. Шоу готовили около года: нужно было собрать труппу, потом были занятия по мастерству актера, мастер-классы. Музыку к спектаклю написала Анна Соловьева, все артисты играют вживую, а вот песни идут в записи.

Вначале подбирались определенные номера, которые в процессе работы над шоу преображались согласно замыслу режиссера. Так, например, в балетной в сцене бала появились две сворки борзых.

«Нам надоело, что в цирк приходят иногда как в зоопарк, больше интересуясь о том, какие животные, а об артистах порой забывают, – посетовала Таисия Корнилова. – Все стало безлико и скучно. Потерялся вообще интерес к цирку. Та категория зрителей, которая была в 60-70-е, «ушла» из цирка. Ведут в основном детей. Наш спектакль – своего рода протест. Мы тоже можем, как «Цирк дю Солей», куда приходят потусоваться все: от интеллигенции до тинэйджеров. И этого мы добились в Санкт-Петербурге, когда к нам стали приходить зрители без детей: пары, театральный зритель».

По словам Корниловой, была идея сделать отдельную дивертисментную программу для детей и спектакль, но директор Саратовского цирка оказался против этого замысла. «Зритель у нас равный – что в три года, что в восемьдесят три – зритель одинаковый, – заявил Иван Кузьмин. – И на целый рубль он пришел и на целый рубль он должен увидеть все. Вот моя задача и идея как саратовского жителя».

Кое-что о слонах

Популярная поговорка «топает, как слон» не имеет никакого отношения к реальности. Слон движется плавненько и грациозно. Подобно балерине, он прогуливается на носочках, не вставая на всю ступню. Недаром же индийская пословица гласит: «Прекрасная женщина должна быть грациозной, как слон». Действительно ли все слоны так могут «порхать» по арене?

«Я думаю, что только наши слоны такие», – говорит Андрей Дементьев-Корнилов о своих габаритных актрисах. Артисты, и четвероногие в том числе, требуют любви и заботы не меньше, чем люди. Правило номер один – относится к своим животным, как с самим себе, – считает Андрей. – А результат виден на арене».

Каждое лето у слонов пикники на природе у водоема, и они это прекрасно знают. Правда, на саратовском пляжике слоники не позагорают – холодновато еще для них, а вот в Ярославле водные процедуры уже запланированы.

К тому же, в компании слонов ожидается прибавление – слоненок, которого ждут из Китая (что поделать, у нас все теперь из Китая – даже слоны).

Дрессировщики животных Таисия Корнилова и Андрей Дементьев-Корнилов – представители семьи единственных дрессировщиков слонов в России, не изменяющих цирковой профессии 130 лет. «Это как швейцарские часы, – говорит Андрей, – чем старше компания, тем выше качество. Из поколения в поколение переходят традиции и секреты».

В номере Андрея работают четыре слона. Самой старшей Ранге – 54 года, Индре – 43, две другие – Претти и Герда – можно сказать, совсем молоденькие, им всего-то по 20 лет. Характеры у артисток тоже разные, но все – личности.

Грациозные создания, «девочки» на шарах, танцующие по манежу и выполняющие сложные акробатические номера… это все – о слонах. Представьте себе такую картинку: слон встает в стойку на подставках на передних ногах, задние поднимает наверх, а в это время на хобот набрасываются хула-хупы – 3 поочередно, и еще одно кольцо на задней ноге крутит. Вот такое чудо равновесия и координации движений – номер, который не выполняется больше нигде в мире. В арсенале слоних есть и другие финты и пируэты, приседания, эквилибристика на шарах и даже игра на губной гармошке.

«Пожалуй, самым трудным был хула-хуп на задней ноге. Ну и губная гармошка – с нотой «ля» были проблемы», – шутит Андрей Корнилов-Дементьев, отвечая на вопросы журналистов. – Надо сказать, что номер с хула-хупами занесен в книгу рекордов Гиннеса».

За внешним видом актрисы следят очень внимательно: без свежего маникюра в стиле френч на манеж ни ногой. Не говоря уже о нескольких сменах туалетов за время выступления: от строгих кожаных с заклепками до весьма легкомысленных в стиле латино ножных «браслетов».

Слониха Претти, вероятно еще в силу юного возраста, оказалась весьма охочей до поцелуев. Как рассказал прессе директор Саратовского цирка Иван Кузьмин, без ритуала с поцелуйчиками не обходится ни дня, даже на премьере, в ожидании выхода Претти, улучив момент за кулисами, не отпустила Кузьмина без поцелуев – женщины, ну что с них возьмешь?!

В общем, если вам сказали, что вы грациозны, как слон, – не спешите обижаться. Вероятно, говорящий так просто не видел слонов-эквилибристов.

«Воздух»

Специфика жанра основана на демонстрации необычных навыков владения своим телом, превышающих способности среднего человека и выходящих за рамки обыденного. Не зря этот жанр считается самым зрелищным и завораживающим в цирковом шоу.

Воздушные гимнасты демонстрируют силу, ловкость и смелость, недоступные обычному зрителю. Еще одна причина популярности воздушных номеров основана на стремлении зрителей «пощекотать себе нервы», ощутить опасность, подстерегающую гимнаста. Недаром существует устойчивое словосочетание «смертельный номер», которое ассоциируется с работой без страховки и является предметом гордости любого воздушного гимнаста. Особенно привлекательна воздушная гимнастика в исполнении грациозных девушек. Прелестные создания обладают не только красотой и пластикой, но и показывают порой сложные, силовые элементы в воздухе.

«Воздух» в спектакле представлен двумя номерами: на ремнях Сергеем Андреевым и дуэтом Шахматных королев (Татьяны Плисс и Анны Грабиной) на полотнах. Оба номера гимнасты работают без страховки.

Жанр на полотнах, по словам Татьяны Плисс, относительно новый. Лет пять назад о нем, пожалуй, еще не слышали. Татьяна – спортивная гимнастка, закончила цирковое училище, работала перши, воздушное кольцо. Ее партнерша Анна работала канат, трапеции. Так что, в арсенале гимнасток все же больше «силовых» цирковых снарядов. Номер на полотнах, по словам Татьяны, был сделан специально для этого спектакля.

«Работа без страховки, – считает Татьяна, – подразумевает определенного рода риск, но собранность и правильно заученные «узлы» определенно помогают. Когда только начали работать этот номер, были мысли о том, правильно ли «завязалась», поскольку «завязаться» не проблема – проблема удержаться после того, как развяжешься, ведь работаем на высоте, и если неправильно «завязался», то потом, конечно, будешь лететь…».

Большие кошки

Пумы, леопард и черный ягуар, пожалуй, единственные представители семейства кошачьих, работающие в системе Росгосцирка. Вольная борьба Оберона (Дмитрия Кузнецова) и черного ягуара, отсылает к номеру Константиновского со львом в «Полосатом рейсе». Дружеская возня человека и хищника на манеже выглядит довольно забавно, если не учитывать, что у этой милой кошки вес около ста кг и очень острые коготки. Но в процессе работы над спектаклем животные тоже стали артистами, хотя и опасными. «С черным ягуаром, когда она была маленькой, мы в манеже играли, кувыркались… На самом деле даже не было мысли о том, что это как-то сохранится. Зверь-то растет…, – поделился историей номера «борьбы» дрессировщик. – По большому счету, для истории цирка – это трюк, но для нее это не работа, она выходит поиграть, покувыркаться и получает от этого удовольствие. Потому что заставить животное бороться нереально и очень опасно…»

Все животные Кузнецовых из наших зоопарков, и уже не в первом, а в четвертом-пятом поколении выращены в неволе. Черный ягуар, 15-летняя и самая старшая из кошек, из Питера. Пумы от 6 до 8 лет. Честно признаться, никогда не думала, что пумы, по сравнению с привычными нам львами и тиграми, такие маленькие и совсем не производят впечатление кровожадных хищников.

«Хотелось попробовать поработать с пумами, потому что такого ни у кого не было, – рассказал нам Дмитрий Кузнецов. – Сомнения в том, получатся ли из них артисты, конечно, были. Ведь не у каждого животного есть кураж, что очень важно для работы, в этом случае и совета спросить не у кого было. Даже мои наставники – дрессировщики тигров Владимир и Людмила Шевченко, к которым я всегда обращался за советом, ничего не могли подсказать, потому что сами не знали, что это за «зверушка». Пумы немного пугливые кошки, поскольку ареал обитания – горы Южной и Северной Америки. Так что, с родом человеческим они не слишком знакомы в природе. Потому, наверное, и считалось, что из-за этой природной пугливости их трудно вывести на манеж и приучить к музыке и залу.

Например, с «дебютным» выходом пум получился такой казус: прогон на пустом манеже отработали отлично, а на представлении выходить на манеж отказались. На этом номер с пумами закончился. Ягуар и леопард отработали свои номера, а пумы стояли и смотрели. Так продолжалось примерно пару недель. «Можно было бы конечно насильно вывести их на манеж, – говорит дрессировщик, – но тогда «кайфа» от манежа они бы уже не получили. Мы просто ставили отрытые клетки, потом они вроде как поняли, что на манеже хорошо, мясо дают, и вышли сами, ползком, озираясь, пошли на тумбы. Это первый выход был прямо на представлении».

Принцип работы дрессировщиков Кузнецовых – позволить животным делать то, что им больше нравится, превратить работу в игру. «Животные порой умнее и талантливее нас, – считают Наталья и Дмитрий. – С котят мы смотрим, что им больше нравится делать. У нас есть пума, которой нравится прыгать, вот она у нас и прыгает; если ей это в «кайф» и она получает от этого удовольствие, ее не нужно заставлять репетировать. Просто вовремя нужно закрепить это кусочком мяса, что, мол, все правильно и хорошо».

Например, Ирма, пума-дама, не любит прыгать, вероятно, считая это не царским делом, поэтому она чинно совершает променад на поводке по барьеру манежа. Поймала себя на мысли, что очень хочется запустить пальцы в лоснящуюся шерстку этой кошки…

В завершении примирения Титании и Оберона королева эльфов поднимается на качелях верх вместе с пумой; пожалуй, одной из сложностей этого номера было «удержать» этого горного льва на площадке, считает Кузнецов, поскольку в отличие от своих кошачьих собратьев, львов и тигров, не привычных к высоте, пуме довольно комфортно прыгать именно сверху. Основная задача была заставить эту кошку усидеть вверху и только при приземлении сойти с площадки.

У Кузнецовых видно, что животные выходят на манеж и получают от этого удовольствие. «У нас перед выходом кошки уже скребут клетки, – говорит Дмитрий Кузнецов, – они «тащатся» от самого процесса на манеже. У нас одна пума вообще сама клетку открывает… Им нужен не просто манеж, а зрительская энергетика».

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=5052011000438&oldnumber=574