"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 24 (582) от 04.08.2011

Вернисаж

Мой Никас Сафронов

Лана СОКОЛОВА

В Государственном художественном музее имени А.Н. Радищева продолжается персональная выставка работ Никаса Сафронова. Саратовцам представлены более 80 лучших работ автора различных жанров: портреты, пейзажи, сюжетные композиции сюрреалистического характера, а также работы в стиле «Dreаm Vision», благодаря которому Никас Сафронов был занесен в книгу рекордов Гиннеса.

Сафронова одни называют гламурным, раскрученным, попсовым и даже придворным художником, королем бомонда и нещадно ругают, другие считают одним из выдающихся современных российских художников и всячески его превозносят. Но факт остается фактом: Никас Сафронов – один из известных художников современности, уже при жизни заслуживший признание, и входит в список известных людей мира. Его выставки собирают огромное число посетителей. Ему позировали Софи Лорен, Хулио Иглесиас, Стинг, Элтон Джон, Пьер Карден и многие другие знаменитости мира. Портреты кисти Сафронова есть у Мадонны, Жан-Поля Бельмондо, Монтсеррат Кабалье, не говоря уже о российских знаменитостях. Из наших земляков, помимо экс-губернатора Аяцкова, кисти Сафронова принадлежат портрет Романа Абрамовича и вице-спикера Госдумы Любови Слиски, чьим внештатным помощником он является.

С работами Сафронова многие знакомы в основном по журнальным репродукциям. Более 800 полотен художника находится в частных собраниях в России и за рубежом, а также в музеях Европы и Америки. Экспозицию работ Никаса Сафронова уже увидели и высоко оценили в Одессе, Киеве, Екатеринбурге, Саранске, Ижевске и других городах России. Теперь и у саратовцев появилась возможность, что называется, «вживую» увидеть работы художника.

По словам гендиректора Радищевского музея Тамары Гродсковой, в период проведения выставки можно приобрести понравившиеся картины для личной коллекции и заказать собственный или семейный портреты кисти Никаса Сафронова. Правда, задать вопрос о стоимости такой работы никто из журналистов, присутствовавших на пресс-конференции по случаю открытия выставки, так и не решился. Видимо, чтобы «не оголять» выставку, по словам Гродсковой, г-н Сафронов любезно согласился по мере убывания своих работ в частные коллекции саратовских любителей живописи дополнить ее другими работам. На сегодняшний день с выставки уже «ушли» более десятка картин. Возможно, у некоторых такая смена экспозиции вызовет небольшое раздражение, но, судя по всему, счастливые обладатели картин кисти Сафронова не захотели расстаться со своими приобретениями даже до конца вернисажа.

Саратов, по словам художника, для него «город очень знаковый и очень важный. Когда-то я приезжал поступать в театральное. Прошел даже первый тур, на второй я не пошел, потому что больше не знал хорошо наизусть стихотворений».

Искусство, по мнению Сафронова, «должно идти от сердца к сердцу, искусство должно волновать. Картина может быть одна, которая дойдет до сердца, – значит, работа выполнена».

Одна из работ, представленных на выставке, «Венеция в стиле дрим-вижн», возможно, не самая идеальная, по мнению автора, выполнена в технике многослойной живописи маслом и как раз относится к серии работ в стиле «Dreаm Vision» – за 15 минут до пробуждения, когда ты видишь свой сон и помнишь сон, но он уже размывается. «Я убедился, что на Западе, – говорит художник, – когда испорчены уже всем: техникой, историей искусств любого плана, авангардистов 20-х годов, художников Ренессанса, вдруг обнаружили для себя что-то необычное». «Венеция в стиле дрим-вижн» Сафронова с точной прорисовкой деталей напомнила картины Тернера, к которому Никас питает трепетные чувства и при первой же возможности отправился изучать его творчество в Лондон.

Тщательная прорисовка мельчайших деталей замка и доспехов («Куртуазная любовь во времена короля Артура») соседствует с нарочитой небрежностью в размытых контурах лиц и листве деревьев. Намеренное искажение перспективы («Золотое сечение в другом измерении») или неправильно выстроенная композиция («Автопортрет в форме белого офицера») дают возможность для раздумий. Кто-то найдет для себя в работах Сафронова отзвуки Дали, например, «Мудрость во времена Дали», или «Неоконченная история, или Сон Дали, когда он был испанской цыганкой», выполненная в виде незавершенного пазла. «Танец огня» издали кажется представлением на театральной сцене, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что зрительские ряды – пожарные машины, а мнимая сцена превращается в бушующий огненный столб посреди улицы. Огонь, в котором сплетаются воедино и страстное аргентинское танго, и темпераментное испанское фламенко, и воздушная «Кармен сюита». Танец – с одной стороны, страшный и разрушающий, а с другой – завораживающий своей красотой.

Портреты, пожалуй, отдельная история. Потрясающе красивые женщины – Софи Лорен и Моника Белуччии. Женщины у Сафронова так же красивы, как у Альфонса Мухи, даже если они немного и грешат глянцем.

«Влюбляясь – женитесь», – сказал Сафронов, рассказывая о продолжении истории жизни героини картины «Неравный брак» Пукирева. Эти слова можно, наверное, отнести и к самому Сафронову, его союз с красотой оказался более счастливым.

Убедиться в этом можно до 21 августа, пока продолжается выставка.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=4082011104231&oldnumber=582