"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 29 (587) от 08.09.2011

Пресс-Клуб

Осенние «Страдания»

Светлана ТЕНЕТКО

Вот и лето прошло… Моросящий почти осенний дождик настраивает на мелодраматический лад «Саратовских страданий». Накануне восьмого фестиваля в минкульте, как и положено перед началом, собрали прессу, дабы ознакомить с предстоящей программой и приоткрыть коробочку со всякими «вкусностями и приятностями», ожидающими поклонников «Страданий».

Поскольку состав участников был исключительно местным, мы настроились на основное выступление директора фестиваля и главного редактора «Нижне-Волжской» студии кинохроники Татьяны Зориной о каких-то интересных моментах и фильмах фестиваля, не вошедших в разосланный пресс-релиз.

Пресс-конференция прошла бы в обычном рабочем порядке, если бы не грандиозная речь министра культуры г-на Синюкова. Право слово, Владимир Николаевич все чаще радует нас своими ораторскими импровизациями. Цицерон на его фоне просто бледнеет и нервно жует свою тогу. Даже стенограмма вряд ли сможет передать красоту, стройность и экспрессивность министерской речи, не говоря уже о владении темой и обширном словарном запасе, продемонстрированном оратором. Остановимся лишь на некоторых моментах, позволяющих проникнуться важностью грядущего «культурно-значимого события в России и Саратовской области» – Международного телекинофестиваля документальной мелодрамы «Саратовские страдания».

«Саратовские страдания» свидетельствует о том, что наш саратовский кинофестиваль приобрел всероссийскую значимость, статус получил благодаря счастливому поиску и счастливой находке концепции... Мы постоянно ведем дискуссии по этому бренду. Это по-настоящему оригинальный, творческий, концептуальный замысел, который, может быть вначале даже и не осознавался в полной мере – это жанр мелодрамы в кинематографе, документалистике, который сейчас позволяет Саратову занимать лидирующие позиции вообще на кинополе…», – считает г-н Синюков.

Как сказал министр, по проведенному социологическому мониторингу, аудитория фестиваля с 2008 года значительно расширилась с полутора тысяч, по самым оптимистическим прогнозам. Последний мониторинг фестиваля показал, что аудитория, «если иметь в виду сайты и всевозможные форумы и другие инварианты, которые входят в орбиту, – это более ста тысяч людей, которые были включены в орбиту фестивальных мероприятий самым разным способом».

Сей факт и порадовал и даже немного смутил министра – уж слишком велика, по его мнению, ответственность. Ведь речь идет, ни больше, ни меньше, об идеологии фестиваля, т. к. она очень сложная, и, по словам г-на Синюкова, фестиваль должен стать «площадкой культивирования истинных человеческих ценностей: гуманизма, уважения к человеку, его правам, гармоничного развитие человека, ответа на социальные вызовы, которые сейчас в России актуальны». В этой связи министерство даже переходит формальные грани и приглашает на фестиваль «людей не заданных, людей, которые являются артикуляторами общественного мнения…». Имелилсь ли в виду «буржуинские» режиссеры или «незаданные» отечественные, осталось загадкой.

Выступление Татьяны Зориной по программе было более конкретным и не столь занимательным, как ораторские экзерсисы министра.

Итак, что же ждет нас на «Страданиях» в этом году. Помимо торжественно-тусовочных открытия в академдраме – с показом и представлением «Шумного дня» президентом фестиваля Олегом Табаковым и закрытия в «Пионере» – с представлением Ириной Муравьевой и Александром Михайловым «Китайской бабушки», в программе «на десерт» – творческий вечер Дмитрия Быкова.

На что особенно стоит обратить внимание киноманам – на ночной показ фильма «Я тебя люблю» 14 сентября. Скорее всего, в прокате этот фильм не удастся увидеть, фильм идет только по фестивалям, не снискав благосклонности кинопроката.

В «Список президента» в этот раз вошли фильмы Альмодовара, Феллини и Звягинцева. Еще одна ночь кино будет посвящена работам Евгения Юфита (Санкт-Петербург), одного из первых, «притащившего» в Россию некрореализм. С чего начиналось первое экспериментальное кино в России, каков эталон этого жанра – об этом в Доме кино 13 сентября.

В рубрику «Кино Перестройки» вошли два саратовских фильма: «Это была болезнь» (о деятелях культуры и искусства в период перестройки) А. Андреева и «Русские немцы» (о депортации немцев Поволжья) Д. Лунькова. Один из своих фильмов привезет Д. Фирсова-Микоша.

В этом году, по словам Татьяны Зориной, в конкурсной программе преобладает Западное кино – Испания, Италия, Германия, Франция, Польша Чехия из других стран-участниц – Латвия, Япония, США, Южная Корея, Армения, Азербайджан, Казахстан. Председатель жюри – Тофик Шахвердиев (Москва), который проведет и мастер-класс. В рамках фестиваля пройдут еще два мастер-класса: Дениса Осокина (Казань) и Габи Бабич (Германия).

Помимо рассказа о программе фестиваля, Татьяна Зорина настоятельно рекомендовала присутствующим не ограничиваться просмотрами, а общаться с гостями, поскольку вряд ли в нашей текучке и загнанности не всегда удается найти такую возможность.

Поскольку фестиваль «приобрел всероссийскую значимость» в этом году, рассказала журналистам Зорина, минкульт «на все мероприятия буквально построчно и поименно» выделил средства достаточные для того, чтобы гости фестиваля и организаторы чувствовали себя вполне комфортно. Сумма комфорта, правда, для фестиваля даже российского масштаба не слишком велика – около одного миллиона рублей. Львиная доля – чуть более 800 тысяч – получена по гранту, остальные – вложения спонсоров и партнеров. Может, лет через …надцать бюджет «Страданий» сравняется с «Никой» или «Кинотавром», а пока фестивальная восьмерка в заставке плавно превращается в символ бесконечности…

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=7092011234938&oldnumber=587