"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 29 (587) от 08.09.2011

Путешествие

Если язык до Киева не доведет, довезет машина

08.09.2011

Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ

Не сказать, чтобы очередной отпуск подкрался неожиданно. Нет, он был вполне предсказуем, как, собственно, и планы на него. Но от этой предсказуемости хотелось выть. Не громко и тоскливо, а тихонько, радостно и даже с робкой надеждой перед лицом неизвестного будущего – но все же выть. Потому что в планах мне и моему попутчику светило автопутешествие в самое сердце Украины – Киев.

Сказать по правде, таких сумасшедших, которые в самый разгар туристического сезона, середине июля, совершено сознательно перемещаются из одного каменного пекла в другое, пусть и намного более грандиозное и цивилизованное, наберется немного. А если и наберется, то вряд ли воспылает желанием четверо суток кряду отсиживать спину и пятую точку на анатомических изгибах автомобильного кресла. Сознавать свою исключительность в этом вопросе, конечно, было приятно, и все-таки поездка долго и мучительно обсуждалась и чуть было не сорвалась. Спасло то, что единственный курсирующий между Саратовом и искомым ближним зарубежьем поезд оказался переполненным на два месяца вперед, а отдохнуть, несмотря на явные тяготы предстоящей дороги, уж очень хотелось.

Сборы были недолгими и прошли не столько в шкафу, сколько в Интернет-паутине. Из всего многообразия предложения квартир посуточно и даже почасно был выбран наиболее приемлемый вариант с приглянувшимся мне гарнитуром ядовито-синего цвета. Конечно, по качеству не мебель на заказ, однако и не самый худший вариант. Но главное – был просчитан автомобильный маршрут и распечатана ценная информация, болтающаяся в сети специально для российских автотуристов-чайников, впервые предпринявших вояж в не безопасную во всех отношениях Украину. В дороге эта находка оказалась поистине неоценимой, особенно при прохождении таможни, что в одну, что в другую сторону. Всем рекомендую.

Итак, мы покидали Саратов ранним субботним (так уж получилось) утром, держа направление на Курск. Здесь можно было бы сделать традиционное лирическое отступление, дабы помянуть нехорошим словом знаменитые саратовские дороги, вернее, их отсутствие. Но пользы от этого все равно не будет, потому что критика местным дорожникам все равно, что слону дробина, поэтому не будем отвлекаться от главного. Во всяком случае, пока. В Курск машина с саратовскими номерами привезла нас к вечеру, чуть живыми. Все-таки, будь российские трассы проездными полностью, а не только местами, помелькивающие вдоль обочин пожелания «Счастливого пути» воспринимались бы туристами более благодушно, а не как неуместный юмор со стороны местных властей.

Посмотреть Курск практически не удалось (под «посмотреть» я подразумеваю не лихорадочное снование по центру в поисках работающих продуктовых супермаркетов и общественных туалетов с фотоаппаратом наизготовку при стремительно вечереющем пейзаже, а что-то более основательное), но даже немногое из увиденного вызвало приступ тайной зависти к курчанам и настойчивое желание срочно комиссовать всю городскую власть Саратова в тур по селам и весям родной страны. К моему стыду, моей единственной ассоциацией с Курском до последнего времени была пресловутая Курская дуга. Но, видимо, только потому, что достоинства этого небольшого по сравнению с Саратовом города никогда раньше особенно не занимали мой ум. Как выяснилось – зря. Много зелени, мало мусора, ухоженный и компактный центр с широкими магистральными улицами, при этом практически полное отсутсвие безвкусного городского шума и суеты – такое место будило во мне малодушное желание обосноваться в нем раз и навсегда. Хорошо, что задержаться в Курске подольше не получилось.

Поздним утром воскресенья наше авто подкатывало к российской таможне. День, если верить «пособию для «чайников», не являлся самым удачным: в целях большего ускорения проходить пограничную заставу рекомендовалось на рабочей неделе. Радовало только одно: основная масса наших соотечественников, направлявшаяся в Крым, пересекала границу в другом направлении – с белгородской стороны. Через рыльско-глуховскую границу, главным образом, переправлялись транзитные большегрузы, а легковые авто двигались жиденьким потоком в обход грузовиков – через блокпосты их пропускали отдельно. Пограничные заставы, что с той, что с другой стороны, впечатления приличествующей моменту серьезности не произвели: хлипкие шлагбаумы, старые будки, никуда не торопящиеся, полусонные пограничники. С пропусками проблем не возникло: как добросовестные путешественники, мы обзавелись «Грин картой» еще в Саратове, хотя на границе ее можно было бы сделать в два счета и за те же самые деньги. Обыскивать в полном смысле этого слова наше средство передвижения никто не думал: таможенники удовлетворились беглым осмотром и устными заверениями водителя в том, что ни оружия, ни наркотиков вывезти из родных пенатов мы не помышляем. Точно так же, насколько можно было судить, проходили таможенный досмотр и фуры. Те, правда, двигались в час по чайной ложке, а мы потеряли на обоих погранпостах «всего» чуть более двух часов.

А потом, счастливые, ехали по дороге, ведущей в Глухов – первый крупный населенный пункт Украины на нашем пути. Выпущенное в помощь соотечественникам турруководство предостерегало, главным образом, от двух бед, которые могли подкарауливать неопытного путешественника на дороге: так называемых «казачков», то есть мнимых инспекторов, и инспекторов настоящих, но не в меру наглых. Многостраничную инструкцию к действию на случай столкновения с переодетыми в форму казачьими атаманами я проштудировала и выучила назубок, поэтому очень расстроилась, что ни один «казачок» на украинских трассах нам так и не попался. В инструкции, впрочем, говорилось, что бандиты на дорогах встречаются все реже и реже и вообще становятся вымирающим видом, поскольку власти активно вступили с ними в борьбу. К тому же, околачиваться на дорогах, ведущих в Киев, «казачкам» не очень-то выгодно, ведь самые денежные и желанные для раскулачивания туристы выбирают для передвижения другие пути – в сторону Черноморского побережья.

Пришлось утешиться эпизодом столкновения с настоящими представителями ДАИ Украины, поведение которых целиком и полностью соответствовало ожиданиям. Инспекторский жезл притормозил наше авто за пустяковое, казалось бы, правонарушение: конечно, по украинским меркам оно каралось значительными расходами в гривнах, как и любой проступок невнимательного шофера, но не более того. Моего попутчика и, по совместительству, водителя увели в будку дорожного поста и долго не отпускали, зато, когда он появился, я выслушала скрасившую часть дальнейшего пути историю «задержания».

Сначала украинец стращал свою жертву тем, что выпишет штраф, для незамедлительной оплаты которого придется отматывать несколько километров обратно, до уездного городишки Глухова (там находилось ближайшее к посту ДАИ отделение банка). Потом, видя, что угроза должного действия не возымела, дорожный инспектор пригрозил отобрать права. В общем, всеми доступными ему средствами инспектор без стеснения намекал, что водителю дешевле и выгоднее будет избавить себя от проблем, преподнеся ему некий денежный подарок. Правда, услышав предложение для начала продемонстрировать видеозапись совершенного правонарушения, а заодно пригласить переводчика, дабы иметь возможность без искажений вникнуть в смысл соответствующего пункта украинских дорожных правил, вымогатель сразу сник и отпустил жертву с миром.

Следующая остановка случилась сама собой. Уж слишком трудно было противиться желанию выбраться из машины, чтобы сфотографировать семейство аистов, гнездившееся на придорожном столбе. Собственно, это и была первая фотография, сделанная в Украине. Глупо было думать, что местные жители украшают столбы чучелами птиц, но, признаюсь, такая шальная мысль меня посетила.

Потом, когда гнезда с их обитателями стали попадаться все чаще, я слегка успокоилась, хотя всю дорогу усиленно пыталась понять, почему, при всем сходстве климатических условий на границе двух стран, эти огромные птицы доверчиво прибились к человеческому жилью только на украинской стороне. Конечно, дела с экологией и озелененностью у хохлов обстоят не в пример лучше, это было заметно невооруженным глазом, однако с тоской думалось о том, что вид на жительство в нашей стране пернатые решительно забраковали.

Кстати, об экологии. Бутылки, пакеты, пачки из-под сигарет и прочий мусор, который так спешат выкинуть из окон авто наши соотечественники, лицезреть вдоль украинских трасс нам не довелось. Да и дорожные изобретения в виде общественных туалетов, встречающиеся через каждые несколько километров вместе с выкрашенными в тон остановочными павильонами, порадовали мою неискушенную туристическую душу. Я, правда, уже успела привыкнуть к российским «кустикам», но от блага цивилизации все же не отказалась, тем более что украинский пейзаж рощами и лесами, прямо скажем, не баловал.

Поразил нас и придорожный пруд, на который для короткого отдыха мы свернули с трассы. Судя по номерам авто, состав отдыхающих у воды подобрался интернациональный. Дворников поблизости замечено не было, как и упреждающей свинские наклонности отдельных граждан таблички, и, несмотря на это, залежи мусора на песчаном пляже не громоздились.

На обратном пути, разминая затекшие от сидения ноги и спину на привале уже на нашей стороне, я имела возможность сравнить особенности российского и украинского менталитета. И была вынуждена констатировать тот факт, что украинцы явно глубже наших соотечественников прочувствовали смысл народного изречения: «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят».

(Окончание следует)

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=8092011002008&oldnumber=587