"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 30 (588) от 15.09.2011

Фестиваль

«Страдания» с песнями и плясками

Светлана ТЕНЕТКО

12 сентября, уже за полчаса до официального времени открытия восьмого Международного телекинофестиваля документальной мелодрамы «Саратовские страдания», у академдрамы было многолюдно. Задавали тон предстоящему действу ансамбль саратовских гармоник – возрождающегося бренда города –

и актеры театра.

Церемония открытия прошла без особой помпы и официоза, которые были бы, скорее, не слишком уместны в общей картине, поскольку оба фильма на открытии – «Сегодня за окном туман» (2011 г.) о Викторе Розове и «Шумный день» (1960 г., сцен. В. Розов, реж. Г. Натансон, А. Эфрос) – предполагали некую камерность и настраивали на мелодраматический лад.

Несколько слов о фильме, открывающем фестиваль, Викторе Розове и самом фестивале сказал бессменный президент «Саратовских страданий» Олег Павлович Табаков. «Как мне кажется, фильм трогает не этой стороной вопроса, что являет из себя стяжательство, накопительство, вещизм – дело не в этом. Розов выводит ребенка (Олег – Ред.) на стресс, как теперь говорят, когда у него выбросили рыб. Он кричит: «Они же живые», – тогда рыбы, а у кого-то сейчас еще что-то. Мне кажется это попытка разрушить мир человека, пути к этому разные, способы реализации также разные», – считает Табаков.

Говоря о фестивале, Олег Павлович подчеркнул, что «самое душевное, меня трогающее, что он есть, это свидетельство не только «фанатизма» его основательницы, но и потребности человеческой. Это один из немногих фестивалей, где все-таки пена не так взбивается, куда люди приходят в надежде поплакать и поразмышлять о том, как человеку человеком быть сегодня».

В результате тщательного отбора, в последний тур «Саратовских страданий» вышли 19 фильмов, из которых жюри выберет лучших. В этот раз состав жюри «Страданий», за редким исключением, российский. Председатель – Тофик Шахвердиев (Москва) – режиссер, журналист, заслуженный деятель искусств России, лауреат Международных и Российских киноконкурсов; члены жюри – Габи Бабич (Германия) – директор кинофестиваля стран Центральной и Восточной Европы «GoEast»; Дмитрий Луньков (Саратов) – режиссер, сценарист, заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии; Денис Осокин (Казань) – сценарист, писатель, лауреат литературных и кинопремий; Ольга Харитонова (Саратов) – журналист, театральный и кинокритик.

Приветственное слово председателя жюри было на удивление кратким: «У вас страдания какие-то жизнерадостные – поют и пляшут. Пусть будет так всегда», – пожелал фестивалю Тофик Шахвердиев.

Воспоминания Олега Павловича о Викторе Розове – нежной прекрасной души человеке – были с оттенком легкой грусти. Для Табакова Виктор Сергеевич Розов – «один из тех людей, который был замечательным, даже если бы он не писал пьесы, а он еще кроме этого давал кусок хлеба огромному количеству людей моего ремесла. Мы зарабатывали деньги, потому что он умел писать эти слова. К сожалению, не удалось при жизни ему открыть памятник, поскольку он создавался не на бюджетные деньги, то это было не так просто». Сегодня возле маленького театра, который расположен на улице Чаплыгина, во дворе дома стоят три фигуры: Виктор Сергеевич Розов, Александр Васильевич Володин и Александр Валентинович Вампилов.

Как рассказал Табаков, Розов был учеником школы при реалистическом театре, и в первый день войны они всем курсом пошли в военкомат, но до военкомата дошли только двое. И только Розов под обстрелом, бомбежкой мог любоваться и восхищаться звездным небом.

Розов был одним из тех, кто помог родиться «Современнику». «После смерти Сталина – это, по сути, был первый театр, который пробил дыру в этой стене сталинской, – считает Олег Табаков. – Одним из людей, кто истово, бескорыстно верил в эту затею, – был Виктор Сергеевич. Никаких гарантий или, как сейчас говорят, медийных лиц у нас тогда не было, а был один, верил вопреки всему здравому смыслу – это был Виктор Сергеевич.

Когда я затеял студию, одним из немногих, кто истово верил в то, что этим надо заниматься – и все будет хорошо, – был Виктор Сергеевич. Очень много добра он оставил после себя на свете. Взаймы давал немыслимо, легко и как-то так, стесняясь. Некоторые пользовались этой стеснительностью и иногда забывали. Я, когда смотрю на него, то думаю: какой же в нем стержень удивительной прочности».

По мнению Табакова, пьесы Розова и сегодня не утратили своей актуальности, как, например, «Гнездо глухаря», которую мэтр планирует поставить в ближайшее время в своем театре.

«На премьере «Шумного дня» в Кинотеатре «Октябрьский», – вспомнил Табаков, – было много разных выступлений и речей. А потом вышла уборщица и сказала «Я бы этому мальцу (Табакову – Ред.) дала бы премию квартальную, рублей эдак сто пятьдесят…».

И раз уж гостей фестиваля на открытии встречали песнями, то Олег Павлович решил тоже исполнить что-нибудь страдательное, чтобы присутствующие поняли, что он тоже из Саратова.

Итак, фестиваль документальной мелодрамы официально открыт, зрителям предстоят встречи с режиссерами и актерами, новыми фильмами, а жюри ждет напряженная работа. Те, кто по разным причинам не сможет посетить показы в дни работы фестиваля, сможет увидеть фильмы-призеры после церемонии закрытия в пятницу в Доме кино.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=15092011101844&oldnumber=588