"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 30 (588) от 15.09.2011

Вернисаж

Взрослевшие в СССР

Екатерина БОГДАНОВА

Вторая часть выставки «Детство. Отрочество. Юность» открылась

в здании Радищевского музея на Первомайской, 75, 8 сентября,

в тихой, «домашней» атмосфере, без участия всех тех официальных лиц, которые помпезно презентовали зрителям первую часть международного культурного проекта.

По сути, эта выставка – самостоятельный замысел местных искусствоведов, своего рода импровизация на заданную тему. Обращаясь к пришедшим на церемонию открытия гостям, генеральный директор музея имени А.Н. Радищева Тамара Гродскова призналась, что экспозиция во многом родилась неожиданно: «Мы планировали принять выставку из Пушкинского музея, сделать небольшой отдел русского искусства на эту тему и ограничиться этим».

Однако этим дело не ограничилось. Масштабная, самобытная экспозиция выросла из старых архивных фотографий, графических работ, рисунков, предоставленных музейным отделом книжного фонда книг, а главное – большого количества живописных произведений, созданных художниками двадцатого века и современности. Полотна московских, ленинградских, саратовских мастеров, в основном, советского периода, были извлечены из фондов Радищевского музея и Вольской картинной галереи, при этом многие из них зритель увидел впервые. Оказалось, что к теме детства – пионерского, сельского, городского – не раз обращались такие живописцы, как Александр Самохвалов, Николай Чернышев, Борис Миловидов, Борис Давыдов, Татьяна Хаханова, Анатолий Учаев и целый ряд других.

Объединенные единой тематикой, собранные на выставке художественные работы разнообразны по сюжетам, стилю и настроению. И далеко не все из них представлены в жанре портрета. Среди картин можно встретить описание сценок катания на коньках, семейного завтрака и сбора поспевшего в полях урожая. На лицах подростков преобладает сосредоточенное выражение: даже те из них, кто не пытается помочь взрослым, полны важности и не по-детски серьезны – как минимум уже потому, что заслужили звание пионеров. Кстати, на церемонии открытия пионерские песни служили музыкальным оформлением выставки, под их звучание посетителей встречали улыбчивые девушки в пионерских галстуках.

Отдельно от живописных работ расположилась небольшая коллекция рисунков, графики и плакатов, выполненных в технике хромолитографии. Последние, принадлежащие авторству Алексея Лаптева, одновременно вызывают и искренний интерес, и ностальгирующую улыбку. Надписи, которыми снабжены картинки, рождают ощущение наивности, но вряд ли хоть одна из них успела потерять актуальность и не может звучать как напутствие нынешним родителям. На творениях художника-плакатиста, например, можно прочесть следующее: «Не бей ребенка – это задерживает его развитие и портит характер», «Не позволяй ребенку бегать с куском! Это вредно», «Дай ребенку спокойно поесть! Брань и ссоры во время еды портят аппетит и нарушают пищеварение».

Пожалуй, стоит взглянуть и на обширную коллекцию работ художницы Елизаветы Бем, снискавшей наибольшую известность произведениями в технике литографского силуэта. Ее иллюстрации к детским книгам с изображениями детей, чаще всего в окружении животных, во множестве представлены на новой выставке Радищевского музея.

Экспозиция будет открыта для посетителей до конца октября.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=15092011103530&oldnumber=588