"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 30 (588) от 15.09.2011

Жанры

Юбилеи накануне юбилея

Лана СОКОЛОВА

Саратовская филармония открывает предъюбилейный сезон. Традиционнно перед первым концертом состоялась встреча художественного руководителя филармонии Анатолия Катца

с журналистами.

В 2012 году одна из старейших филармоний будет отмечать свое 75-летие в новом концертном зале – так хотелось бы начать этот рассказ. Но, увы, даже по самым оптимистичным прогнозам, вряд ли к юбилею зал восстановят – разве что случиться чудо – новый президент устроит публичный разнос власти, и строительство зала станет задачей № 1. Подобный сценарий – из области фантастики. Пока же руководство ждет обещанного в четвертом квартале денежного транша, правда, еще неизвестно, на что хватит выделенной суммы. Вопросы о концертном зале, судя по всему, для руководства филармонии уже переходят в разряд риторических.

Помимо отсутствия зала, у филармонии еще одна проблема – отсутствие штатного дирижера. Не то, чтобы симфонический оркестр остался совсем без дирижера. Владимир Вербицкий продлил контракт еще на год, но первый концерт его состоится только в начале декабря, поскольку Вербицкий – не только главный дирижер Воронежского симфонического оркестра уже более 30 лет, но и гастролирующий дирижер. По словам Анатолия Катца, в таком режиме живут сейчас практически все дирижеры с именем, и подобная «ситуация с дирижерами» присуща почти всему миру. Перефразируя один известный анекдот, можно сказать: дирижеров-то много, а вот хороших – мало. Найти хорошего главного дирижера весьма сложно, с учетом того, что Саратовский оркестр – довольно «избалованный» в плане дирижеров.

По мнению Анатолия Катца, оркестру в первую очередь нужен второй дирижер, который появился у нас в этом сезоне. Это Евгений Хилькевич, известный саратовцам по работам в оперном театре. Правда, Хилькевич тоже работает на «два фронта» и в ноябре «передаст вахту» Владимиру Вербицкому – в подобном режиме работают практически все, за небольшим исключением, оркестры.

Вернемся к приятному – а именно к тому, что ждет поклонников классической музыки в новом сезоне. Откроет сезон 13 сентября симфонический оркестр филармонии скрипичным концертом Брамса (солистка Лиана Исакадзе, дирижер Владимир Альтшулер).

В сезоне, помимо своих, будет много приглашенных дирижеров, в частности, дирижер из Франции Эммануэль Ледюк-Баром, который приедет не один, а в компании солиста-трубача Романа Леле. Гости привезут с собой довольно интересную программу: произведения редко или впервые исполняемые на сцене – симфоническая поэма Сезара Франка «Проклятый охотник» или мировая премьера К. Беффа для трубы с оркестром.

В этом сезоне саратовцам предстоит знакомство с еще одним новым именем – Анатолием Левиным, который сыграет концерт в тандеме с Александром Каганом. Наконец-то Саратов дождется Игната Солженицына – на этот раз в роли солиста в рамках XI фестиваля Нейгауза.

Вечер оперетты преподнесет свои сюрпризы почитателя «легкого» жанра и откроет малоизвестные имена и произведения для саратовцев. Например, арии из «Орфея в аду» Жака Оффенбаха, «Кандида» Леонарда Бернстайна и «Медведя» Уильяма Уолтона по одноименной пьесе Чехова.

В первой половине концертного сезона филармонии предстоит отметить три юбилея. В концерте 7 октября, по случаю 20-летия оркестра «Волга-Бэнд», примут участие сразу несколько дирижеров, в разные годы сотрудничавших с оркестром: Канат Ахметов, Вадим Вилинов, Валерий Корунов, Денис Марьев и, конечно же, наш Александр Жигайло.

Второе юбилейное событие – 75-летие худрука филармонии Анатолия Катца. Праздничные концерты, а их будет два, состояться уже на следующей неделе, 21 и 22 сентября. Первый вечер на сцене играют любимые и лучшие ученики юбиляра – Дарья Новокрещенова, Анастасия Суднева и Игорь Виноградов. Второй вечер, а вернее, его первое отделение, полностью отдано юбиляру. О том, что будет во втором отделении – поздравительном – остается только догадываться.

И наконец, последнее событие в череде «домашних» юбилеев – 70-летие концертмейстера филармонии Геннадия Кузьмина.

К разряду приятных новостей, наверное, можно отнести цикл органных концертов в Камерном зале для детей и родителей. Тут же возникает вопрос: откуда свалилось такое счастье, как орган? Трехмануальный электроорган, наподобие того, что стоит в малом зале консерватории, появился благодаря его хозяйке и органистке Ольги Кийовски – можно сказать, филармония получила и инструмент и музыканта сразу. Поклонники этого инструмента могут кричать «ура» и бросать в воздух чепчики – не придется ждать гастрольных концертов в консерватории.

В рамках фестиваля Нейгауза, ставшего своего рода брэндом филармонии, прозвучит нашумевший концерт Баха для четырех роялей с оркестром. Помимо Баха, саратовцам представят еще несколько произведений именно для четырех роялей. Двумя роялями на сцене нас уже не удивить, а вот четырех последние несколько лет, вроде, не наблюдалось. Концерт предвещает весьма любопытное зрелище.

Предстоящий сезон обещает быть насыщенным и интересным во всех отношениях. Добавим к этому новые филармонические программы и можно сказать, что, наверное, самые изысканные запросы саратовских меломанов будут удовлетворены.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=15092011103613&oldnumber=588