"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 36 (594) от 27.10.2011

Здоровье

Нововведения в медицине работают для людей

Оксана СЕРЕБРЯКОВА

Не будет преувеличением утверждать, что саратовское здравоохранение – это едва ли не самая благодатная почва для модернизации. Десятилетиями оно существовало само по себе, оторванное от крупных бюджетных дотаций, обретаясь в обшарпанных зданиях и кабинетах с допотопными кушетками и креслами и с практически отсутствующим жизненно важным диагностическим оборудованием. Работающих в таких условиях медиков хотелось пожалеть, хотя пациенты не забывали жалеть и самих себя. Впрочем, это лицо саратовской медицины скоро должно окончательно уйти в прошлое.

Во всяком случае, неподдельная заинтересованность руководства области и профильного министерства в том, чтобы это произошло как можно раньше, видна. По сути, текущий год стал поворотным для местного здравоохранения, потому как за него взялись всерьез и, как кажется, надолго. Видимые глазу преобразования начались с реализацией на территории области крупномасштабного проекта «Качество жизни (Здоровье)», предполагающего качественную модернизацию лечебных учреждений на средства, выделенные, в том числе, и из консолидированного бюджета области. Наконец-то условия, в которых были вынуждены работать большинство больниц и поликлиник в городе и области, не только удостоились повышенного внимания, но и подтолкнули властей к решительным действиям. В результате все лечебные учреждения получили возможность провести в своих стенах пусть частичный, но зато капитальный ремонт. Да и укрепление материально-технической базы для больничного звена лишним не стало, ведь позволить себе дорогостоящее высокотехнологичное «последнее слово» медицинской техники многие клиники просто не могли.

Но начатые в местном здравоохранении преобразования рамками отдельно взятой программы не ограничились. В свое время областной минздрав взялся за разработку комплексной «Программы модернизации здравоохранения области в 2011–2012 годах». Главная цель программы, которую в одном из своих выступлений не обошла вниманием министр Лариса Твердохлеб, прозвучала очень предметно и, что не может не радовать, трезво – «улучшение качества, доступности медицинской помощи путем создания организационных и экономических условий предоставления медицинских услуг, виды, объемы и качество которых соответствуют уровню заболеваемости, а также ресурсам, которыми располагает государство». Приоритетными для усовершенствования направлениями были признаны такие наиболее важные аспекты деятельности лечебных учреждений, как организация и структура медицинской помощи, ресурсная и кадровая базы, система финансирования и тарифная политика. Особый акцент в своем сентябрьском докладе министр сделала на необходимость создания в саратовском здравоохранении системы централизованных служб на базе мелких диагностических подразделений, отделений районных больниц и разрозненных отделений скорой помощи.

Что касается последней, то разговоры об усовершенствовании работы «неотложки» велись уже давно. Ведь скорая помощь в ее нынешнем виде мало соответствует возлагаемым на нее задачам, прежде всего, в плане эффективности оказания услуг. По замыслам разработчиков программы, намеченная реорганизация этой службы будет заключаться в создании мобильных отделений скорой помощи при некоторых поликлиниках района, что в значительной степени оптимизирует работу с экстренными больными. Для этих целей, как было обещано, в область поступит около ста карет скорой помощи, которые будут распределены по тридцати семи вновь созданным пунктам «неотложки». Долгожданные преобразования в этом направлении саратовцы смогут оценить сразу. Все-таки бригады в белых халатах уже давно перестали справляться со шквалом поступающих от населения вызовов, что особенно заметно в осенне-зимний разгар вирусных эпидемий.

Годами для бюджетной медицины делалось очень мало, почти ничего, поэтому в прозвучавшие на уровне министерства обещания сказочных преобразований, даже с учетом основного федерального финансирования, поначалу поверить было сложно. Еще недавно из-за шокирующих зарплат из отрасли утекали специалисты, причем, не только узкого профиля. Лечебным учреждениям катастрофически не хватало диагностического оборудования, да и отношение медиков к больным в большинстве случаев оставляло желать лучшего.

Поворотным моментом во многом стало открытие Центров здоровья для бесплатного обслуживания взрослого и детского населения города и районов области. В возможность создания таких учреждений тоже верилось с трудом, однако они работают и вполне успешно справляются с возложенной на них задачей своевременной диагностики всех систем организма. Неизбывными в свое время казались очереди перед кабинетами врачей, как и существование давно изжившей себя системы записи на прием к врачам районных поликлиник. Эти отличительные особенности местного здравоохранения заслужили немало критических и весьма эмоциональных отзывов и, тем не менее, под нажимом властей постепенно начали уходить в прошлое.

Еще свежи воспоминания о своего рода «показательной порке», одно время регулярно устраиваемой главврачам саратовских поликлиник членами рабочей группы, созданной при городском комитете здравоохранения. В результате рейдов удалось выявить образцово-показательные лечебные учреждения города, середнячки и те поликлиники и филиалы поликлиник, которые прислушались к данным ревизорами рекомендациям и исполнили их оперативно и на должном уровне. Качественные изменения в обслуживании своих районных медицинских учреждений пациенты ощутили на себе сразу. В регистратурах в обязательном порядке заработала дополнительная телефонная линия, специально призванная вести запись больных на прием к специалистам, в фойе прибавилось информационных стендов и появилось рабочее место для дежурных регистраторов консультантов и администраторов.

В обязанности этих нововведенных штатных единиц вменилось оказание больным консультационных услуг: исходя из жалоб пациента, направить его к тому или иному врачу, помочь с записью на прием, ответить на любые другие вопросы, которые могут возникнуть у тех, кто обращается в поликлинику по месту жительства не часто или впервые. В числе прочего, эта мера была призвана ликвидировать ставшие уже привычным явлением очереди в регистратуру. Помнится, один из инспектирующих, на тот момент еще глава горздрава, Игорь Салов даже выразил мнение о том, что окончательно исчезновение очередей случится тогда, когда персонал поликлиник на самом раннем этапе – то есть на стадии обращения – научится устанавливать пациенту точный диагноз и направлять на прием к соответствующему узкому специалисту. Возможно, когда-нибудь такое общение между администратором и пациентом будет происходить и в электронном виде, благодаря неограниченным возможностям Интернета.

Остается надеяться, что в ходе внедрения всех этих инноваций доверие к медицине государственного образца, равно как и удовлетворенность уровнем оказания услуг, у среднестатистических саратовцев возрастут. К сожалению, проведенные два года назад мониторинговые исследования на этот счет особого оптимизма не внушали: тогда врачами собственных поликлиник жители Саратова были довольны лишь на 51 процент. Обнадеживает только то, что в своем скептическом отношении к людям в белых халатах саратовцам удалось не отстать от общероссийских тенденций.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=27102011123003&oldnumber=594