"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 36 (594) от 27.10.2011

Вернисаж

Юрий Пашкин. Материализация пространства

Александр ДАВИДЕНКО (из рабочих материалов к книге о Ю. Пашкине «Материализация пространства»)

Забота о культуре предполагает не только приобретение и хранение в запасниках музея работ ныне живущих художников, но и предоставление им приемлемых условий для демонстрации результатов своего труда. До недавнего времени единственным местом, вполне отвечающим требованиям для экспозиционных помещений, являлся Саратовский художественный музей имени А.Н. Радищева. Но в последние годы местным творцам стало гораздо сложнее получить сюда допуск. Позицию нового «очага культуры» вовремя занял музей краеведения

в Энгельсе, залы которого приютили оставшихся без опеки художников.

В настоящий момент здесь открылась юбилейная (с задержкой на один год) выставка Юрия Пашкина.

Художественные образы и мотивы Ю. Пашкин черпает не из области видимого, а из области ведомого, соединенного с воображаемым. У Ю. Пашкина натурными являются лишь впечатления, которые, прежде чем стать художественными образами, проходят сложную процедуру остранения, обобщения, метафоризации, колористической и пластической трансформации. Ю. Пашкин сумел вернуть себе детское «неведение греха», которое позволило ему не казаться, а быть наивным в той мере, в какой радостное, неконфликтное мировосприятие, не переусложненное проблемами бытия, гармонично сочетается с памятью о классическом художественном образовании.

Упрощение пластического обозначения у него заключается не в сознательной примитивизации образов, а в отказе от строгого натуроподобия, в раскрепощении формы, приведении ее в соответствие с индивидуальным художественным темпераментом (что составляет сущность «детского наива»). Происходит упрощение форм представления знакомых объектов, когда закономерен отказ от многочисленных подробностей, воспринимаемых как скучная тавтология, в пользу визуального опыта и способности зрителя к образному мышлению.

В его работах объекты хотя и опознаваемы, но чрезвычайно условны, и это не результат продуманного художественного приема, тонкого расчета, а удачное соединение накопленного мастерства и душевного простодушия. Это возврат к ярким и обостренным переживаниям детства с их непосредственностью, бесхитростностью, любопытством, умением удивляться и восхищаться увиденному, как будто в первый раз. Но это и высокий уровень пластического обобщения, говорящий об изощренности восприятия, способности к образному мышлению, умению абстрагироваться от ненужных частностей.

Композиции у Ю. Пашкина далеко не всегда симметричны, отцентрованны, но смещение материального объекта даже к краям картины не вызывает ощущения нарушения устойчивости. Это объясняется несколькими причинами. Посмотрите, как прекрасен седобородый рыбак в красной рубахе, стоящий в лодке, у ног которого трепещут только что выловленные рыбы («Рыбак. 2006 г..»). Блеск чешуи находит отклик в искрящейся, отливающей золотом заходящего солнца, легкой ряби на поверхности воды, а белые облака воспринимаются своеобразными отпечатками, репризами седой шевелюры. Мощный, величественный и, в то же время, наделенный житейской мудростью образ простого труженика вырастает в этой работе до библейских масштабов, вызывая ассоциации с рыбаками Галилеи времен Иисуса. При явной асимметрии композиции все уравновешено: небольшое облако справа разрешает диссонанс, образованный резким сдвигом влево вертикали человеческой фигуры. Наряду с привычной балансировкой композиции, задачу уравновешивания, казалось бы, неравновесных масс Ю. Пашкин решает «простым», но эффективным способом: он предельно материализует само пространство, наделяет его предметной плотностью, тяжестью, жесткостью. Пространство перестает быть безвесным, прозрачным, легко проницаемым. Это уже сконцентрированная до уровня осязаемости субстанция, материя той же природы, что и все прочие среды, прочие формы. Само пространство если и не имеет еще сложившейся формы (но часто – имеет), то демонстрирует готовность к ее проявлению. Таков у Ю. Пашкина материализующий мазок, превращающий неживое в живое, неодушевленное в одушевленное; художник – тот же демиург, творящий свою реальность. Таким образом, в работах, не отличающихся жесткой симметрией композиции (а таких большинство), ее заменяет симметрия пластических и цветовых параллелей – своеобразных откликов на основные «вызовы», создающие ощущение равновесия не в тождестве, а в пропорциональности.

Способ наложения Ю. Пашкиным краски на холст зависит от общего характера раскрываемой темы. Он может быть и энергичным, пастозным, образующим высокие рельефы на поверхности, а может быть деликатным, сдержанным, осуществляемым путем «втирания» краски. Краска может наноситься густым слоем, не оставляя ни единого островка, не затопленного этой материей. Но нередко незакрашенный холст органично включается в общую композицию, и выразительность новой динамичной пластической структуры от такого контраста лишь усиливается.

Разнообразны и колористические модели художника. Это может быть яростное столкновение чистых, хроматических цветов, локализованных в границах широких пятен, резко повышающее эмоциональный градус. Но часто используются смеси (подготавливаемые на палитре, но чаще составляемые на самом холсте) с активным проникновением цвета в цвет, создающие дополнительную (помимо пластической) турбулентность масс.

Может ли пластическая или колористическая интрига быть не менее интересной и захватывающей, нежели замысловатая сюжетность жанровых картин? Утвердительный ответ дает Ю. Пашкин, в многочисленных работах которого либо почти полностью отсутствует привычная предметность, либо на холсте остаются «руины» этой предметности, часто трудно реконструируемые в исходные формы. Но эти работы подстегивают воображение, бередят душу, даже если не делать попыток распознать далеко не очевидное (а лучше этого и не делать вовсе). Динамичность формы и цвета увлекает своими созидательными возможностями, своей упругой податливостью и, в то же время, жесткой конструктивностью, энергией порыва. Возникает драматическое столкновение двух противоположных тенденций – увеличение энтропии окружающего мира (степени его хаотичности, беспорядка) и упорядочение представлений о нем.

(Продолжение в следующем номере)

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=27102011125452&oldnumber=594