"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 36 (594) от 27.10.2011

Руины – ценность горожанина

Юрий ЧЕРНЫШОВ

Чем же можно объяснить феномен расширения интереса к «отеческим гробам» и «родному пепелищу» (в самом буквальном смысле) – от историко-культурных в привычном понимании ценностей (архитектура, культовые сооружения, ландшафтно-парковые объекты) к промышленному профилю («какая-то щебнедробилка»!) и, особенно, к «ужастикам» («чтоб прямо…ухххх, чтоб страшно было…»)?

(Окончание. Начало в № 35 (593)

Заманчиво объяснить это влиянием современного ТВ. Ведь ТВ-пространство – от информационных программ, начинающихся с утра и до множества фильмов, идущих за полночь, – наполнено «ужастиками», мистикой, апокалиптическими пророчествами, привидениями, клипами… Да, в пользу такого предположения будто говорит название раздела «Абаддан» сайта «Промышленный туризм в Саратове», выкладывающий фоторепортажи о посещении заброшенных промышленных предприятий и объектов.

Абаддан (другие написания: Аббадон, Аббадона, Авадон), как разъясняет народная энциклопедия Википедия, это «Ангел Бездны, могущественный демон смерти и разрушения, военный советник Ада. Его имя происходит от евр. «погибель». Неоднократно упоминается в Библии в одном ряду с преисподней и смертью (Притч. 15,11; 27, 20; Иов 26, 6; 28, 22). В Откровении Иоанна Аваддон (греч. Аполлион – «губитель») ведет против человечества в конце времен карающую рать чудовищной саранчи, под коей поздние комментаторы понимали особый вид демонов». Философски-обобщенно это явление объясняет профессор Тамара Фокина: «Руинированное пространство стало реальнее, чем сама реальность…». Увы, тому находится немало подтверждений. И, разумеется, этот процесс уже требует изучения и осмысления гуманитариями.

Тем более что подобное «руинирование духовных потребностей» происходит не только у нас, но и по всему миру, в первую очередь цивилизованному и урбанизированному. В Европе под названием «промышленный туризм» уже сформировалась целая отрасль. Это путешествия, экспедиции, экскурсии по промышленным руинам, заброшенным заводам, промышленным предприятиям – вплоть до брошенных военных баз.

Кое-что подобное нам демонстрирует и наше телевидение, например, появление частного платного диггерства по московским подземельям. Процесс стал достаточно заметным и привлек внимание уже и образовательной сферы. Саратовский технический университет очень чутко воспринял мировые тенденции и оперативно откликнулся на них и выпустил первую ласточку, способную перевернуть наше воззрение на окружающий нас мир, повернуть его от гламурности и самолюбования к родным пенатам и иным, пока не четко артикулируемым ценностям. «Ласточка» – это учебно-ознакомительный видеофильм с очень выразительным названием: «По следам ускользающей эпохи» и подзаголовком «Промышленный туризм в России». В фильме, согласно подзаголовку, ставится проблема формирования в России промышленного туризма. Продукт создан авторской группой под руководством профессора, декана факультета экологии и сервиса СГТУ Алексея Иванова. В поле зрения создателей фильма попали города и веси: Саратов, Энгельс, Вольск. Жирновск, Красный Яр, Белгород, Эссен и Пир (Германия).

Очень важно, что фильм показывает многочисленные примеры того, что происходит в этой области в мире. А затем, переходя к нашим, саратовским и прилегающим к Саратовщине местам, привлекает наше внимание к тому, что буквально лежит под ногами у нас, что составляет достояние нашей малой родины.

Надо отдать должное и руководству СГТУ, особенно ректору Игорю Рудольфовичу Плеве, поддержавшему кажущуюся на сторонний взгляд «непрезентабельной» работу. В фильме, в частности, показано и злополучное разоренное трамвайное депо Саратова. Оно предстало как объект экстремального туризма, ценность которого для определенной категории любопытствующих людей, особенно иностранных туристов, может со временем лишь возрастать. А если к тому приложить руку художникам и декораторам и «при руинах» художественными средствами инставрировать историю, в том числе и с использованием сохраненных экспонатов музея, то руинированное пространство окончательно утвердится как ценностный компонент городского ландшафта и городской среды. И, может быть, по образцу того, как это делается в Германии. (Хотя – увы и ах – сразу вспоминается: «Что немцу хорошо, то русскому – сами понимаете…»).

Пример расширенного варианта соединения самодеятельной туристическо-экспедиционной деятельности и историко-познавательной ветви промышленного туризма в Саратовской области и прилегающем к ней Жирновском районе – заброшенная Миллеровская дорога. Она начинается у станции Паницкой, а по некоторым сведениям, даже на окраине Заводского района Саратова. Авторы и творцы фильма показали в качестве примера отдельный объект этой дороги – мостовые опоры, оставшиеся в степи у Красного Яра в Волгоградской области. Но таких следов заброшенности много – и не менее ярких – рядом, в полутора часах езды от Саратова – на самой станции Паницкая, и далее – до тех самых опор, что показаны в фильме. Весь же маршрут в велосипедном варианте может занимать от 3-х дней до недели, а автомобильный вариант – два дня.

И это не просто перспективный выход на промышленный туризм с формальной выкладкой «фототрофеев» в социальных сетях. И трамвайное депо, и Миллеровская дорога уже имеют проработанную историю и документы (об этом были публикации в нашей газете). То есть имеется исходная база для развития любого туристического маршрута – заготовки для печатной, буклетированной, рекламной продукции (справочники, путеводители, фотоальбомы). Именно это и является просветительско-познавательным фундаментом промышленного туризма. Но, конечно, встает вопрос и об освоении такого «неэстетичного» пространства.

Та же Европа показывает: в подобном освоении не только возможно, но и необходимо участие художественных сил – от девелопмеров до скульпторов, архитекторов и художников. Тем более, если мы отнесемся к руинированному пространству не только как к духовной ценности (хотя и ее было бы достаточно), но и как к потенциалу «доходного места» – ведь в Европе руины, кроме просветительства, приносят и прибыль. Как всегда, дело за политической волей власти и ее структур и креативностью бизнеса. Образование в СГТУ факультета экологии и сервиса, ориентированного, в том числе, и на сравнительно новое социальное явление – промышленный туризм, позволяет надеяться на подвижки в этой области.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=27102011125702&oldnumber=594