"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 37 (595) от 03.11.2011

Угол Зрения

Левая, правая – где сторона?

Юрий ЧЕРНЫШОВ

Помнится, в стародавние времена значилась в шлягерах песенка с таким припевом: «Левая, правая – где сторона? Улица, улица – ты, брат, пьяна». Эти слова вспоминаются при знакомстве со статьей Николая Лыкова, опубликованной под рубрикой «Реплика» в газете «Взгляд» № 42 от 27.10–2.11.2011 г.). На эту же дату, 27 октября, приходится публикация на сайте «Взгляд-инфо» заметки блогера Алексея Зернакова с заголовком «Все на марш!», перекликающейся, по сути, со статьей Лыкова. Заметка призывает на «Русский марш», намеченный на 4 октября. Случайный синхронизм? Сомнительно.

Но сначала – несколько слов о терминологии. Статья Лыкова, посвященная проблеме заметного роста русского национализма, почему-то названа «Обреченные быть правыми», что удивляет само по себе. Как будто мимо сознания автора прошла эпопея создания ПРАВОЙ партии Михаила Прохорова. Если бы не прошла, то автор хотя бы пояснил, в какой системе политических координат он определил русский национализм как правый. Если в принятой в Европе, то – да, там сейчас националистов относят к правым. А если исторически и вникнув в суть, то и там, скажем, немецкий национал-социализм правым был только по отношению к коммунистам и социалистам, а по отношению к либеральным партиям он был совершенно левым.

Но чтобы не затягивать терминологический спор, приведу трактовку этого довольно запутанного понятия в Википедии, доступной каждому в Интернете: «В XX веке появилась идеология фашизма, сочетавшая нацизм и отрицание демократии с критикой социального неравенства – не случайно партия Гитлера называлась национал-социалистической рабочей партией. Фашистов традиционно относят к правым («крайне правым»), но они принципиально отличаются от либералов, которых сегодня относят к правым, поскольку они выступают за уменьшение участия государства в экономической жизни (в частности, за снижение налогов и расходов бюджета)».

В постсоветской России правые политические силы («Союз Правых Сил» (СПС), «Правое дело») никогда ни сном, ни духом не были националистами. Не являются они таковыми и сейчас. Это подтверждает совершенно свежее ток-шоу Владимира Соловьева «К барьеру», состоявшееся 28 октября с участием лидера коммунистов, бесспорно левого Геннадия Зюганова и либералки, абсолютно правой Ирины Хакамады. Оно показало, что в России именно правая идеология отвергает национализм даже в мельчайших его проявлениях. Так, правая Ирина Хакамада выступала категорически против не только возвращения графы «национальность» в паспорт, но и за отмену паспорта вообще, за исключением случаев выезда за границу. А левый интернационалист Геннадий Зюганов – напротив: за восстановление этой графы и за усиление роли русских в государстве, почти повторяя доводы апологетов «Русского марша».

Результат голосования более 100000 телезрителей симптоматичен: с округленным счетом 90 тысяч против 18 тысяч – то есть 5 против одного – победил Зюганов, то есть левый, взявший на вооружение лозунги ЛДПР, последовательно выступающей с этой позиции со дня своего образования и считающейся в глазах политологов правой.

Результат виртуального голосования побуждает, скорее, сказать, что «Россияне обречены быть левыми», чем то, что утверждает автор статьи. Вот почему и вспомнилась старая песенка «Левая, правая – где сторона…». Но дело не только в терминологии. Если каждый год страна замирает в ожидании: состоится или нет гей-парад, почему бы ей не замереть в ожидании «Русского марша»?

И, естественно, вот уже слышен и призыв: «Все на марш!». Только и остается добавить: «Шагом – марш! Ать-два… Кто там шагает левой? Правой! Правой! Правой!» Занятно. Если на марш – ВСЕ, то против кого? А если – предположим невозможное – призыв будет воспринят буквально всеми, и на марш выйдут работники рынков и уборщики городских улиц, дворов и скверов, – гастарбайтеры, в основном, – то во что превратятся через день эти городские территории? А, казалось бы, что опасного в призыве? Ведь формально на марш призывают «всех тех, что считает, что Русским быть не стыдно, и тех, кто недоволен иммиграционной политикой властей РФ».

Опасность в том, что межнациональные отношения в современной России чрезвычайно обострены (и в этой оценке нельзя не согласиться с названными авторами), и этим кто-то из политиков пытается воспользоваться в своих интересах. Тревогу вызывает то, что это попытка может оказаться не безуспешной. Национальные обострения вполне способны сыграть ту же роль, которую сыграл поджог рейхстага в приходе Гитлера к власти.

Исторически Россия – страна, где удивительная толерантность сочетается с не менее удивительным национализмом и ксенофобией. И Саратов в этом отношении один из самых «экстремистских», говоря сегодняшним языком. Достаточно вспомнить саратовского градоначальника Епифанова, имя которого золотыми буквами запечатлено на мраморной доске с именами созидателей музея Радищева внутри музея. Ведь будучи градоначальником, он одновременно возглавлял черносотенцев города, а позже, переехав в Москву, стал активным членом «Союза Русского народа» и вместе с другими видными черносотенцами подписал Обращение к лидеру «Союза…» Пуришкевичу с требованием выселить евреев из России. На его совести лежит то, что во время погромов в Саратове 1905 года была сожжена синагога.

Мало одного примера? Тогда можно вспомнить саратовское же нашумевшее и насквозь сфальсифицированное дело о детях, «жидами умученных». И потому призывы типа «Все на марш!» или сведение всех тенденций развития России как государства и общества к «обреченности быть правыми (в смысле – националистами)» побуждают к внимательному анализу того, к чему призывают и что собственно предлагают апологеты «русского национального самосознания». Специально употребляю такое сочетание, чтобы не дать повода тем, кого подозреваю в намерениях подспудно разжигать националистические тенденции, с тем, чтобы впоследствии запугивать этим население. В этой части я вполне солидарен с Зернаковым, который пишет: «Странная и пугающая позиция наших судов и правоохранительных органов, не замечающих в действиях этнических преступников национальной подоплеки, и, напротив, жестко карающих любое проявление протеста, которое, по их мнению, недостаточно толерантно, ведет наше общество в тупик. И сама по себе способствует эскалации националистических настроений в обществе».

Это утверждение Зернакова не голословно – достаточно хотя бы вспомнить недавно прошедший суд над руководителем аппарата региональной организации политической партии «ЯБЛОКО» Михаилом Наместниковым, присудившим его к штрафу лишь за то, что он сделал ссылку в своем микроблоге на видеофильм – причем, еще до того, как он был признан районным судом экстремистским. Лишь только дремучий в политическом отношении человек не увидит в этом акте действия механизма давления и запугивания. И стоит остановиться на последней фразе цитаты Зернакова: «…Сама по себе (странная и пугающая позиция наших судов и правоохранительных органов – Ю.Ч.) способствует эскалации националистических настроений в обществе». Вот, вот! Это именно то, о чем я и говорю: власть раскладывает дровишки и разливает бензинчик у здания возможного «рейхстага». И странным кажется существование рядом с этими, довольно понятными соображениями, таких вот сентенций: «Манежка и ее аналоги в разных регионах страны …это наш, сугубо русский выстраданный патриотизм, который поддерживается ежедневными трагедиями и ожиданиями беды».

«Большая часть российского общества – люди, обреченные стать националистами. Их не сделаешь таковыми по воле партии, для них это жизненная необходимость, способ спасения от вымирания как в метафизическом, так и в буквальном значении слова». (Н. Лыков)

«Манежка» – сугубо русский патриотизм? Национализм – способ спасения от вымирания? Круто. Да в здравом ли уме родились эти мысли? Если идти по пути, «начертанном» такими утверждениями, то впору вспомнить слова Юлиуса Фучика: «Люди, я любил вас. Будьте бдительны!». И особенно будьте бдительны, когда читаете такие тексты.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=2112011233537&oldnumber=595