"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 37 (595) от 03.11.2011

Худсовет

«Эдип»-тиран

Екатерина БОГДАНОВА

Эту премьеру Саратовский ТЮЗ рекламно предвосхищал задолго до ее «выхода на экраны». Поэтому так любопытно было наконец-то увидеть, что же сотворил с сюжетом античного драматурга известный театральный режиссер Маттиас Лангхофф. Его «Софокл. Эдип, тиран» предстал во всей своей красе 25 и 26 октября.

Назвать эту премьеру очередным громким «пшиком» язык не поворачивается. Сразу бросается в глаза, что деньги на оформление сцены ушли немалые (на костюмы от художницы Катрин Ранкль, видимо, тоже, хотя сочетание предметов, фасонов и цветов кажется до боли похожим на то, которое обычно позволяют себе уличные попрошайки). Работа актеров и режиссера вся на виду: и тот, и другие постарались на славу, не поленились даже продемонстрировать зрительному залу исполнение а-ля бардовских композиций. Кстати, сразу становится очевидным, что действие древнегреческой трагедии, несколько видоизмененной немецким драматургом Хайнером Мюллером, на самом деле происходит где-то в России: иначе к чему бы это среди декораций то и дело промелькивает надпись «Кинотеатр «Орленок»?

Хотя Лангхофф остается верен метафоричности, и «кинотеатр», может быть, ничем не хуже божества в виде венчающего шест лошадиного черепа, которому молятся через силу и только когда плохо. А умершие от чумы дети, которых «хоронят» прямо на сцене, присыпая свежие могилы землей? Выглядит зловеще и вполне соответствует настроению спектакля, главная роль в котором отведена психически неуравновешенному Эдипу (Руслан Дивлятшин). Хотя и другие персонажи ему под стать: от истерик на сцене не удерживаются ни слепой прорицатель Тиресий (Алексей Чернышев), ни жена и мать царя Иокаста (Виктория Шанина).

И все-таки мне, как зрителю, хотелось бы видеть большее. Пьеса тяжела для постановки, но столь же тяжеловато, увы, она и смотрится из зрительного зала. Возможно, все дело в том, что классику, какой бы декорированной она ни была, сегодняшнему театралу воспринимать сложно. Заслуга Лангхоффа в том, что, оставив за героями высокопарные речи, он всеми силами постарался публику к этой классике привлечь. А для этого все средства хороши.

Эффектным, например, получилось начало спектакля, когда сцена действительно превратилась в некий кинотеатр с промелькивающими кадрами из документальных хроник. Несколько раз, на самых кульминационных моментах, зал погружался в полную темноту, что тоже выглядело весьма зрелищно. Что касается не особо охочей до театра молодежи, то на нее, видимо, было рассчитано исполнение рэпа, пусть и легшего на длинные, несколько тяжеловесные строки.

Нельзя поспорить с тем, что режиссерские находки в постановке есть. Но по-настоящему сильные сцены, которые трогали бы за живое, почему-то отсутствуют. Кульминационным, например, мог бы стать момент, когда Эдип узнает всю правду о собственном происхождении. Но и тут эмоции подавляет не понятная русскому человеку немецкая строгость. Прозревая, Эдип начинает методично готовиться к изгнанию, и готовится, надо сказать, оригинально: прямо перед лицом зрителей из первого ряда Руслан Дивлятшин неторопливо разувается, освобождая ноги из сооружения, напоминающего обернутые вокруг обуви в несколько слоев портянки. Даже страсти с самоубийством Иокасты и лишающим себя зрения Эдипом, и те вынесены «за кадр». Так что сочувствовать в этой постановке некому. Не потому ли, что сочувствия никто не заслуживает?

Ну разве что публика, которую лишили даже единственного антракта, предложив смотреть действо в режиме нон-стоп, от начала и до конца. Далеко не все стойко высидели без малого три часа: когда зрители дружно встали и потянулись к выходу, с разных сторон послышались жалобы на онемевшие части тела. Причем, скорее всего, сильнее других частей пострадали пальцы рук, потому как аплодировали актерам уж слишком вяло. Хочется верить в то, что саратовские театралы до германской образности просто не доросли.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=2112011234831&oldnumber=595