"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 41 (599) от 01.12.2011

«Живопись цвета» Надежды Шанаевой

Л. КРАСНОПЕРОВА

2 декабря в 17.00 в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева (ул. Первомайская, 75) состоится открытие выставки «Взаимодействие» Надежды Шанаевой.

Надежда Шанаева родилась в 1961 году. Закончила Саратовское художественное училище. В студии Владимира Мошникова осваивала художественный язык ХХ века, открытия П.Сезанна, А.Матисса, В.Э. Борисова-Мусатова, К.С. Петрова-Водкина. С 1999 года она— член Союза художников России. Экспонировалась в Саратове, Москве, Санкт-Петербурге, Гамбурге. Работы находятся в Радищевском музее, русских и зарубежных частных собраниях.

Уже в ранних работах Н. Шанаевой ощущалась не по-женски сильная кисть, проявлявшая себя в интенсивности цветового потока, энергии крупно взятых форм. Названия её выставок - «Соединение» (1995), «Мир и свет» (1999), «Взаимодействие» (2011). Эти всеобъемлющие понятия выражают её тему в искусстве, особый ракурс видения реальности. Тема Начал, «первоформ», на которых базируется мир. Н. Шанаеву интересуют научные и философские труды, связанные с этой темой. Она пробует в словесной форме осмыслить своё видение. Другой источник, питающий творчество художницы — символический образ мира, созданный народным сознанием.

Предметы: дом, дерево, окно, небо, земля, вода уже в ранних работах давались обобщённо, как знак явления. С каждой новой работой Надежда всё более озадачивала зрителей: предметный мир стал уходить из её живописи. То, что ей было важно сказать, точнее выражалось цветом, формами, ритмом. Объясняя себя, Надежда прибегает к помощи Павла Флоренского: «Цель художника — преодоление чувствительной видимости, натуралистической Коры случайного, и проявление устойчивого и неизменного, общеценного и общезначимого в действительности»

Значит ли это, что живопись Надежды Шанаевой можно отнести к абстракционизму? Вглядитесь в цветовое поле, ритмический строй её картин, в формы, напоминающие облака, языки пламени, волнующуюся поверхность воды, зелёную твердь земли. Не воссоздавая видимого в его привычной достоверности, к которой так привязаны мы, зрители, она даёт нам возможность ощутить мир в некоем первозданном состоянии, мир без теней.

Картины Н. Шанаевой просятся в современные интерьеры офисов, домов, квартир. Они приносит сюда дыхание больших пространств, первозданной свежести и чистоты.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=30112011223713&oldnumber=599