"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 6 (608) от 16.02.2012

Худсовет

Четыре рояля на одной сцене

Светлана ТЕНЕТКО

В минувшее воскресенье саратовские меломаны стали свидетелями и опосредованными участниками одного из крупнейших музыкальных событий нашего города – открытия XI фестиваля им. Генриха Нейгауза, которое прошло, надо сказать, при полном аншлаге.

Напомним, что фестиваль впервые был проведен в Саратове в 1993 году по инициативе ученика Генриха Густавовича – народного артиста России Альберта Тараканова и при поддержке минкульта области и филармонии им. А. Шнитке. Одной из традиций фестивалей стали посвящения памятным событиям и выдающимся деятелям искусства: памяти почетного президента фестиваля Святослава Рихтера, учеников Генриха Густавовича – Льва Наумова и Семена Бендицкого, 90-летию Саратовской консерватории, 120-летию со дня рождения Нейгауза. Этот фестиваль тоже не стал исключением и посвящен 75-летию Саратовской филармонии, а первый фестивальный концерт устроители посвятили еще одной круглой дате – 100-летию консерватории. К тому же, XI фестиваль им. Нейгауза стал участником культурной олимпиады «Сочи 2014», проекта, представляющего лучшие культурные события страны.

Поскольку фестиваль – большое событие в музыкальной и культурной жизни нашего города, минкульт в лице министра не обошел его вниманием. За восемнадцать лет существования фестиваль, по словам министра культуры, «превратился в важнейший культурный институт не только в Саратовской области, но и в России». Владимир Синюков подчеркнул, что «фестивалю удалось вырваться за пределы первоначального замысла, за пределы тех творческих сил, которые его создали, и сейчас фестиваль отражает широкую палитру музыкально-художнического направления отечественного и зарубежного музыкально искусства». Не остались без внимания министра и праздничные даты филармонии консерватории.

Идея программы с четырьмя солирующими роялями была предложена в свое время главным редактором газеты «Музыкальное обозраение» Андреем Устиновым; ему же и принадлежат слова, которые можно считать своего рода девизом первого музыкального вечера фестиваля: «Четыре замечательных пианиста и четыре хороших концертных рояля».

Четыре рояля на одной сцене! Этот невероятный проект объединил выдающихся саратовских пианистов – Альберта Тараканова, Льва Шугома, Анатолия Скрипая и Анатолия Катца – уже второй раз. Впервые в таком составе они выходили на сцену почти семь лет назад, в 2004 году, когда отмечалось15-летие газеты «Музыкальное обозрение». Через семь лет квартет решил повторить этот концерт. Работу в таком составе легкой назвать нельзя – каждый из пианистов индивидуальность, каждый по-своему слышит, по-своему строит фразу. Но программа подобрана таким образом, что фортепианный ансамбль смог проявить весь свой богатейший, если не сказать непредсказуемый, потенциал.

В первом отделении прозвучали два концерта для четырех фортепиано с оркестром И.С. Баха и М. Куулберга. Если с классиком Бахом было все более менее предсказуемо и понятно, тот на эстонца Куулберга публика отреагировала весьма своеобразно – неожиданная концовка концерта заставила присутствующих врасплох: возникла на несколько секунд пауза, прежде чем зрители сообразили, что произведение закончилось, и раздались аплодисменты. Некоторые даже посчитали его весьма модерновым композитором. Однако пьеса была написана в 60-х годах прошлого века, поэтому особо модерновой вещью ее назвать нельзя, хотя относительно Баха Куулберга можно считать вполне современным композитором. Как бы там ни было но при остром дефиците литературы для четырех роялей особенно выбирать и привередничать.

Второе отделение открыла Сюита «Париж» Дариуса Мийо (1892–1974) для четырех фортепиано в шести частях, описывающая шесть достопримечательностей Парижа, в том числе и Эйфелеву башню. Есть что-то общее между замыслом этого концерта и замыслом Густава Эйфеля – несравненное обаяние, которое таят сумасшедшие идеи.

Мийо – один из самых значительных современных композиторов Франции и уж точно самый плодовитый. Им создано более 500 сочинений: 16 опер, 10 балетов, 12 симфоний, 34 концерта, 18 квартетов, 23 кантаты и многие другие сочинения.

Возможно, многие искренне удивятся, узнав, что Карл Черни писал не только этюды. Его большой концертный квартет основан на оперных темах, большинство из которых были несправедливо забыты современниками. Им-то и закончили свое выступление профессора консерватории.

И хотя самокритичный худрук филармонии Анатолий Катц оценил прошедший концерт на «четыре с плюсом», публика однозначно поставила высший балл своими овациями и вызовом пианистов на две «бисовки».

Открытие фестиваля прошло в этот раз необычно и красиво. Мэтры порадовали своих поклонников и задали тон последующим концертам. В этом месяце нас ждет еще премьера симфонии Карела Шимановского в исполнении Александра Гиндина.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=16022012002151&oldnumber=608