"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 6 (608) от 16.02.2012

Вернисаж

Павел Маскаев. Промежуточный итог

Александр Давиденко

Начавшийся еще в позапрошлом году выставочный марафон Павла Маскаева, приуроченный к его 60-летию, завершился большим показом работ, занявших три зала художественного училища имени А.Боголюбова.

На этот раз, пользуясь многочисленностью представленного, можно проследить за развитием П.Маскаева как художника не только в рамках определенного материала (например, масляная живопись), но и при использовании разных материалов и техник. Так как на страницах нашей газеты уже публиковались отзывы на ряд предыдущих выставок, то не буду повторяться, перечисляя достоинства и особенности пластического языка и цветовых гармоний юбиляра, характеризующие его многочисленные, замечательные пейзажи и натюрморты. Хочу отметить лишь одну работу, выпавшую ранее из поля зрения – «Ветреный день. 2002 г.» (на фото). Она привлекает внимание, прежде всего интересным пластическим решением, реализующим эффект «смазанного кадра», но не по всей композиции в целом, а только в ее центральной части, что создает некоторое напряжение и кажущуюся дисгармонию. Но только кажущуюся! Этот прием позволяет со всей очевидностью ощутить локальный порыв ветра, нарушающий устойчивую картину мира.

Второй работой, оказавшейся для меня неожиданно интересной, является «В небе 41-го. 2011 г.». Неожиданность приятная, так как скорее церковные, нежели религиозные темы и связанное с этим использование специфической символики, на мой взгляд, оказывались чаще всего слишком прямолинейными, даже грубоватыми. На этот раз лаконичное цветовое решение, а также удачное сочетание контурного рисунка, не отягощающего изображение материальной тяжестью плоти, и подвижного пространства скупо окрашенного холста, - все это способствует созданию выразительного образа Ангела, осеняющего крестом Землю, охваченную войной.

Очень интересна на этой выставке и первая часть экспозиции: поэтичные пейзажи, выполненные в технике акварели, городские ансамбли, включающие храмовую архитектуру (акварели, офорт «Церковь. 1988 г.»), цветные офорты 1985 года, составившие серию «По Кольскому полуострову», большие листы рисунков карандашом 1987 года («Дом», «Пацаны», «Двор»), выразительные миниатюры, с использованием цветных карандашей (1984 – 1985 годов).

Особое внимание обращают на себя небольшие по размерам, но «вкусные» по живописи работы маслом на бумаге. Их отличает пристальный интерес к фактуре, к усложненной организации красочной поверхности, к выявлению мистических возможностей цвета. Всплеск подобного отношения к «материалу живописи» можно было наблюдать не только в Европе конца Х1Х – начала ХХ века, но и в России, например у М.Врубеля. На саратовской почве, уже в советские времена самоценность живописной поверхности, культуру работы с фактурами прививал Н.Гущин. У П.Маскаева в этих миниатюрах, помимо завораживающих фактур, привлекает и декоративная мощь упорядоченно распределенных цветных пятен. Не ярких, звучащих, словно армейские горны, а засурдиненных, приглушенных в сложно приготовленных смесях, проявляющиеся в тончайших перетеканиях, медленных всплываниях из недр темных «земель», тем самым создающими иллюзию зарождения цветности вообще.

Глядя на эти миниатюры, можно заметить неравнодушие автора к творчеству и М.Врубеля, и М.Дени, и Ж.Руо, и М.Шагала (особенно к его цветным литографиям). Это достаточно очевидно, если посмотреть на такие работы, как: «А вот и седина украсила тебя. 2011 г.», «Цыганки юной… 2011 г.», «У нас есть шары. 2011 г.» и другие. Но это влияние не носит характера диктата, оно опосредовано, творчески переработано «под себя», угадывается лишь через колористические матрицы, или общие принципы взаимодействия рисунка и цвета, т.е. проявляется как генетическое наследование великим «родителям», растворенное во множестве иных наслоений, разбавленное до гомеопатических доз процессом собственного развития.

Как художник П.Маскаев многолик и плодотворен, поэтому не удивлюсь, если вскоре он предстанет перед нами в новом обличии, или с новыми работами, так что проходящая сейчас выставка может рассматриваться не как завершение юбилейного цикла, а как перманентный процесс диалога мастера со зрителем.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=16022012002337&oldnumber=608