"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 21 (623) от 21.06.2012

Вернисаж

Элегантный Петербург

Лана СОКОЛОВА

Музей краеведения вновь радует уникальной выставкой. Не успела стереться в памяти выставка кукол Олины Вентцель из галереи Чижовой, как «эстафету» продолжает выставка из частной коллекции петербурженки Натальи Костригиной, название которой говорит само за себя – «Мода имперской столицы». Открытие выставки состоялось в музее краеведения 18 июня. На открытии присутствовали дочь и правопреемница коллекции Натальи Костригиной Юлия и хранитель коллекции Юлия Павлова.

Коллекция, собиравшаяся более восемнадцати лет, принадлежит петербуржскому антиквару и коллекционеру Наталье Костригиной. Выставка городского костюма ХIХ – начала ХХ веков, получившая признание не только в российских столицах, но и в Европе, впервые экспонируется в Саратове и ее по праву можно назвать событием в культурной жизни нашего города.

«Мода имперской столицы» Натальи Костригиной – одно из крупнейших частных собраний костюма в России – уникальна не только по своему объему (в настоящее время в ней насчитывается около трехсот пятидесяти предметов, на выставке представлено более ста из них) и характеру, она не только позволяет нам увидеть эволюцию моды. С точки зрения музейщиков, самое важное, что выставка позволяет окунуться в эпоху прошлого века, увидеть и, возможно, «почувствовать» быт нравы, характер городских модниц. Выставка «Мода имперской столицы» рассказывает не только о моде, но и отражает целый пласт жизни аристократического общества на рубеже XIX–XX веков. Она подарит много приятных мгновений саратовцам и позволит увидеть Петербург – столицу и законодательницу российской моды.

«Мода имперской столицы» будет интересна самому широкому кругу – от профессионалов до обычных горожан – как детей, так и взрослых. И все же, нам кажется, что мимо нее уж точно не пройдут наши милые дамы. Как известно, женщины в наше время уделяют больше внимания своему гардеробу и лучше разбираются в модных тенденциях.

«Если честно, меня поразил Саратов своим теплым и заботливым приемом – так нас, по-моему, нигде не встречали, – поделилась впечатлениями Юлия Костригина. – Я долгие годы была наблюдателем, как мама любовно собирает эту коллекцию и как она переживает за нее. Как иногда у нее опускаются руки, и она думает о том, кому это еще нужно, кроме нее. Когда вернусь домой, я скажу ей: «Да, мама, это надо. Это надо людям и никогда не сомневайся. В этом я убедилась здесь, в Саратове».

Начало коллекции положили ротонды (дамские накидки круглой формы) и пальто. Позже ее пополнили платья и аксессуары. Временные рамки, которые охватывают костюмы (в данном случае речь все же больше о женском платье) датируются 1840–1925 годами. Все экспонаты в коллекции подлинные, потому вызывает неподдельное восхищение сохранность вещей, которым более полутора веков! Единственное, что иногда подвергается замене – подкладки, которые быстро изнашиваются. Но и здесь Наталья Костригина старается использовать аутентичные материалы той эпохи, которой принадлежит та или иная вещь. Костригина не берет в коллекцию вещи, которые были переделаны или претерпли серьезные замены и утраты.

Костюмы, платья, различные приятные женские мелочи, представленные на выставке, знакомят посетителей с разными сторонами жизни знатной петербурженки, зажиточных горожанок, представительниц интеллигенции конца XIX – начала прошлого века: это и деловые визиты, и повседневные поездки, и домашние хлопоты, и, конечно же, балы.

До первой мировой еще чуть менее десяти лет, до революции – чуть белее десяти… Разве кто-то мог представить, что пройдет лет двадцать и женская юбка взметнется почти до колен! А пока корсеты плавно уступают место более свободному покрою платья, в моду входят расшитые бисером и стеклярусом туники и тальма (разновидность «сорти-де-баль» (бальная накидка). Помогала окунуться в атмосферу светской жизни Северной столицы живая музыка филармонического ансамбля «Трио-Соната», придавая выставке изысканность, присущую ее экспонатам.

При создании многих костюмов и платьев были использованы дорогие и изысканные ткани; их отличает прекрасное качество отделки, великолепный крой, тонкое исполнение, свидетельствующее о том, что изготовлены они были столичными портными. Применяется шитье золотой и серебряной нитью, вышивка бисером, стеклярусом и бусинами, вставки тончайшего кружева – русского, французского, бельгийского…

Коллекция постоянно пополняется, по-

следний экспонат – зонтик, привезенный Натальей Костригиной из Франции, накануне саратовской выставки. Одна из туник в экспозиции также «новенькая», она появилась в коллекции около полугода назад.

Предметы отбираются с большой любовью и стремлением, чтобы ни один предмет не повторялся и экспонаты коллекции дополняли друг друга, образуя единый ансамбль. Наталья Костригина очень трепетно подходит не только к экспонированию, но и к реставрации предметов, стремясь сохранить и «законсервировать» все то, что осталось, не злоупотребляя заменами и дубляжом.

Помимо свадебных, вечерних и дневных платьев для визитов и отдыха, нарядных юбок и лифов, накидок и пальто, домашних платьев, в экспозиции представлены туфли, шляпки, сумочки и кошельки, зонтики и веера, шали и платки, воротники, бинокли и лорнеты, а также многочисленные мелочи, составляющие прекрасный и изысканный мир, окружающий женщину. Думается, даже у нашей современницы перед витриной с этими милыми дамскими штучками затуманится взор и в движениях появится некая томность, с которой дама поднимала лорнет или раскрывала веер. А вот и та самая корне-де-баль – бальная книжка, о которой частенько упоминается в описании балов, и дамский ежедневник, размером чуть больше бальной книжки, не идущий в равнение даже с самими миниатюрными современными собратьями…

Коллекция Костригиной пока еще не имеет собственного «дома», о котором мечтает каждый коллекционер, и экспонируется только на временных выставках, которые идут практически нон-стопом. И все же предметам, как и людям, нужен отдых и «уставших» от выставочной суеты отправляют в своеобразный «отпуск», бережно укладывая в специальные коробки, предоставленные музеем Павловского дворца.

«Мода имперской столицы», несмотря на весьма почтенный возраст экспонатов, не отдает нафталином сундуков и потраченным молью «старьем»; наоборот, она по-петербуржски изысканна, утонченна и элегантна, всем свои видом подтверждая статус Петербурга, как законодателя российской моды, со снисходительностью поглядывавшего на модниц Златоглавой.

Выставка «Мода имперской столицы» пробудет в Саратове все лето. До сентября у нас есть возможность не раз окунуться в мир моды элегантного Петербурга веков минувших.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=21062012014117&oldnumber=623