"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 22 (624) от 28.06.2012

Худсовет

Моральная эротика

Лана СОКОЛОВА

В минувшую субботу Театр русской комедии, завершая сезон, представил саратовцам новый спектакль «МАМАКЛАВА» (постановка – Олега Загуменнова, сценография, костюмы – Юрия Наместникова) по пьесе украинского актера и режиссера Павла Морозова. Пьеса написанная в манере легкой пародии на театр абсурда, насыщена околоэротическим юмором, рассматривает мир виртуальных измен и его небезопасность.

Итак, перед нами супружеская пара, прожившая, видимо, не один десяток лет вместе со всеми вытекающими из этого последствиями. В одно прекрасное или не очень утро, когда Никита (Андрей Степанов) и его жена Нина (Лидия Раенко) собираются с друзьями на природу, из старых дедушкиных часов (подарок любимому внуку) вдруг выходят то секретарша Никиты (Людмила Сластных), то жена лучшего друга Макса Люся (Юлия Лазарева), вернее, ее «улучшенный» вариант. Девицы в пеньюарчиках подобающего цвета (красном и черном) прохаживаются по импровизированному подиуму и исчезают в платяном шкафу.

Хорошо бы, только они были фантазиями Никиты, но из детских воспоминаний материализуется молочница мама Клава (Ольга Нусс) – дамочка весьма пышных форм в черном комбидресе, выходящая через окно словно Карлсон. В довершение ко всему в разгар семейного скандала, грозящего перерасти в настоящий развод, из дедушкиных часов выходит массажист… в плавках. Сами понимаете: объяснить появление женщин Никита еще как-то возможет, но мужчина… в его фантазиях – это уже слишком!

Такова нехитрая фабула спектакля, основную мысль которого явно педалирует мама Клава: «Вы же подохнете без любви и ласки! Люди сошли с ума, они не хотят большой и чистой любви! Мир очерствел от одиночества. Никто никому не нужен. Никто». Ей же вторит Нина: «Нежность и доброта, покорность и понимание, теплота и отзывчивость, хрупкость и податливость, мягкость и непредсказуемость, чистота, уют, вкусная еда и, наконец, целый океан любви, предназначенный одному тебе – все это, Никита, женщина! … По земле, усеянной грязной посудой, бродят небритые мужские особи с годами не стираном белье и в носках, превратившихся в армейские сапоги. Они дымят гнусными сигаретами, сплевывают друг другу под ноги и изрыгают невыносимые ругательства. … Вот что такое мир без женщин!».

И чем же оправдывает свои «фантазийные измены» Никита? Всего лишь банальными мужскими инстинктами: «Если мужчина, пусть даже женатый, видит идущую ему наперерез самку в виде подпрыгивающей груди и вращающегося зада, в нем мгновенно просыпается древний могучий зов предков, который требует любой ценой догнать, догнать и продолжить жизнь на Земле! И вот, когда мужчина всем своим существом устремляется к объекту своего желания и почти настигает его, именно в этот момент на его голову обрушивается, как ушат холодной воды, голос любимой, в общем-то, жены: «Дорогой, не забудь купить туалетную бумагу!» Какие сны будут сниться такому мужчине? Кого он будет видеть в своих снах – свою жену? Туалетную бумагу?».

Идея изобразить пародию на театр абсурда, которую преследовал автор, весьма сомнительна. Ситуация, скорее, фантасмогорична, сюрреалистична... и более похожа на пародию на современные супружеские отношения. Хотя кого сейчас этим удивишь: телемыло зашкаливает от подобных сюжетов, которые при ближайшем рассмотрении не менее комичны. Что абсурдного в «волшебных» часах, воплощающих в реальность фантазии из сновидений? Помниться, подобное уже было, не у Кэрролла ли? До «Алисы…», правда, не дотягивает, но все же… О Карлсоне мы уже упоминали, пожалуй, забыли еще «День сурка» (повторение утра и «исправление» Никиты).

По сути, мы увидели не комедию абсурда и даже не пародию на нее, а моралистическую историю с элементами комедии. Возможно, не хватило гротескности, эпатажа в костюмах или гриме «материализовавшихся» персонажей, раскованности, не говоря уж об эротизме в пластике секретарши и Люси номер два (зря, что ли, назвали «МАМАКЛАВУ» сексцентрической комедией?). Наоборот – все было чинно и благородно; пожалуй, лишь мама Клава получилась самой яркой и запоминающейся. Временами действие на сцене выглядело слегка затянутым. Создалось впечатление, что артисты не смогли выйти за рамки привычной, устоявшейся манеры игры – устроить настоящую эксцентрику на сцене. А жаль.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=28062012004833&oldnumber=624