"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 22 (624) от 28.06.2012

Худсовет

Праздник музыки

Светлана ТЕНЕТКО

В минувшую субботу в Саратове во второй раз проводился Праздник музыки, организатором которого выступал «Альянс Франсез-Саратов». В этом году масштаб события расширил свои границы от Москвы до Владивостока и приобрел статус Первого официального Праздника музыки в России в рамках федерального проекта при поддержке Посольства Франции в России, Французского Института и сети «Альянс Франсез-Россия». В рамках Праздника музыки15 французских групп выступят в Москве и в каждом из 13 городов-участников: Екатеринбурге, Иркутске, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Перми, Ростове-на-Дону, Рыбинске, Самаре, Тольятти, Владивостоке и Воронеже.

Праздник музыки – праздничное музыкальное событие, абсолютно бесплатное, открытое для любой публики и для любой музыки. Оно появилось во Франции в 1982 году, по инициативе Министерства культуры, и с тех пор проходит каждый год 21 июня, день летнего солнцестояния.

С момента создания Праздник музыки стал международным событием: каждое лето музыканты – профессионалы и любители – добровольно выступают на улицах и в общественных местах более чем в 340 городах по всему миру.

Праздник музыки – музыкальный фестиваль, открытый любой публики и любым музыкальным стилям, что, безусловно, дает возможность показать себя как начинающим исполнителям, так и профессионалам. Первым – попробовать свои силы, возможно, впервые на публике, вторым – не только порадовать выступлением поклонников, но и приобрести новых слушателей. Ведь ни для кого не секрет, что для организации даже небольшого концерта, помимо подготовленной программы, необходимо еще две немаловажных составляющих: организация этого самого концерта и площадка. Увы, не все исполнители обладают организаторскими и финансовыми возможностями. И вроде бы подобный Праздник должен был привлечь большое количество не только музыкантов и певцов, но и танцевальные коллективы, но, видимо, как обычно, раскачиваются у нас, несмотря на славу музыкального и театрального города, все же долго.

Впрочем, все, кто хотел поучаствовать, эту возможность получили. С трех часов дня в Горпарке начались выступления «любителей»: детские танцевальные коллективы и вокалисты. Не стоит думать, что только музыкой ограничивались устроители праздника, в программе были и пробные уроки французского, и пока еще новая для Саратова песочная анимация, и еще много всего не только для приятного, но полезного времяпровождения.

А когда чуть стемнело, на площадке «Ракушки» началась демонстрация лиричных и трогательных «Шербурских зонтиков». Любопытно, что в числе зрителей «летнего кинотеатра» в основном была молодежь и «влюбленные» парочки. Правда, попкорн, чипсы и кола как-то не очень вписывались в происходящее на экране действо, но, видимо, непременные атрибуты кинотеатров прочно входят в нашу жизнь. Хотя, по большому счету, важнее то, что музыкальная мелодрама шестидесятых годов Жака Деми c музыкой Мишеля Леграна и Катрин Денев в главной роли все же привлекает молодежь. Может быть, той самой наивностью и сентиментальностью, которой уже нет в современных фильмах, или музыкой, которую, услышав однажды, уже невозможно забыть.

С четырех часов площадка парка «Лукоморье» была отдана профессионалам; правда, в столь ранний час зрителями стали друзья и знакомые, а самое интересное началось, чуть позже, ближе к вечеру, когда на сцену вышли хедлайнеры – французская группа «La Fеline».

Раз уж речь у нас идет о музыке, давайте попробуем вспомнить навскидку популярных в разные годы в России французских исполнителей: конечно же, Эдит Пиаф, Шарль Азнавур, Мирей Матье, Джо Дассен, Ив Монтан (это до восьмидесятых) и добавим к этому Леграна, благодаря все тем же «Шербурским зонтикам»; девяностые-двухтысячные – Патрисия Каас и Милен Фармер. Вот, пожалуй, и все.

Собственно, то же самое можно сказать об итальянских, английских и других исполнителях. Мы не берем во внимание профессиональных музыкантов, у которых, думается, список будет внушительнее… Все это к тому, что прошедший музыкальный «марафон» дает возможность не только показать себя российским исполнителям, но и услышать известных лишь узкому кругу, а порой и вообще незнакомых нам исполнителей.

Итак, представляем гостей из Парижа: трио «La Fеline» – Agnes Gayraud, Xavier Thiry, Stephane Bellity. «La Fеline» – это французский перевод названия фильма «Cat-People» американского режиссера Жака Турнера, одного из любимых черно-белых фильмов вокалистки и лидера группы Аньез. «Связь с фильмом очень важная – игра теней, таинственность – это то, что меня интересует и для нашей эклектики это очень важно, – говорит Аньез. – К тому же я искала название, которое бы легко произносилось на любом языке и мне кажется, это у меня получилось. И еще одно, говоря о названии, в нем скорее присутствует не образ кошки, пантеры. Как-то мы с подругой говорили о названии и о фильме. Если помните, там есть момент, когда пантера за решеткой в клетке и стремиться из нее вырваться. Я вдруг понимаю, что мы с подругой находимся в парке, вокруг которого тоже решетки – для меня это было очень сильным образным впечатлением. Я скорее ассоциирую себя с пантерой (пусть это и прозвучит несколько амбициозно), которая находится в неволе и стремиться вырваться на свободу. Именно это желание оставаться свободной присуще и мне».

Для России Праздник музыки явление пока еще новое, потому хотелось узнать у наших гостей, как проходит этот праздник во Франции.

Во Франции праздник существует уже тридцать лет, и он стал явлением привычным, все, что связано с организацией со стороны властей, идет по накатанным рельсам, и вроде бы уже никто ничего нового от него не ждет. Можно услышать как хорошую музыку, так и не очень, но по большому счету музыкальный праздник для всех стал явление обыденным. Поскольку в России музыкальный праздник в общероссийском масштабе проходит впервые, то, как отметили музыканты группы, видно, что событие еще не приелось, а потому много новых впечатлений от атмосферы праздника, которая утрачивается с переходом праздника в разряд «ежегодных мероприятий».

21 июня любой горожанин во Франции может просто выйти на улицу, встать, например, у подъезда дома и спеть или сыграть. Очень часто Праздник музыки совпадает с выпускными экзаменами, получается своего рода музыкально-студенческо-школьное торжество. «Это не всегда может быть благозвучно и красиво, – подчеркнул Стефан, – но все же это возможность выступить и показать себя, не важно, хорошо ли ты владеешь инструментом или нет. Это возможность для начинающих групп попробовать свои силы на публике. Прежде всего, это праздник, а потом, наверное, музыка», – считает Стефан.

Со временем к любителям присоединились профессионалы, которые работают на «точечных» площадках, но в основе французского музыкального праздника – возможность любителям показать себя в искусстве.

Один из таких музыкальных фестивалей «свел» и музыкантов группы. Музыканты играют вместе уже четыре года. За это время вышли три небольших альбома. Музыканты намеренно не стремятся прийти к своего рода эклектике в музыке для того, чтобы выделиться. Скорее, по мнению Аньез, они ставят перед собой амбициозную цель в сочетании с французским языком подобрать некое новое звучание, т. к. если говорить о французской песне, то чаще на ум приходит определенный набор штампов: мелодий, ритмов. «La Fеline» пытается найти что-то совершенно новое, что сочеталось бы с французским языком, но, в то же время, было не похожим на то, к чему привыкло большинство людей, когда они говорят о французской песне.

Звучание группы объединило в себе красивый, чистый вокал Аньез (которая к тому же исполняет отличные гитарные партии), протяжные звуки винтажных синтезаторов, звучание инди-фолка, краут-рока, готики и новой волны. «Мы используем и электрическое звучание, и сэмплы (относительно небольшой оцифрованный звуковой фрагмент), и синтетическую музыку, но при этом обычно в синтетической музыке почти не присутствует живого вокала, мы, в свою очередь, стараемся сохранить его в наших композициях. Кроме того, наша «фишка» – сильное женское присутствие в группе, – считает Аньез, – например, девушка, которая играет на электрогитаре. Наша цель создать что-то новое, чего до нас не существовало, возможно, иногда со стороны кажется, что мы не можем найти себя, но творческий процесс – это всегда процесс поиска».

Легко ли неклассическому музыканту во Франции сделать карьеру? Как оказалось, проблемы французских музыкантов очень схожи с нашими. Это было очень сложно много лет назад, в девяностые годы существовали программы субсидий начинающим группам. В настоящее время подобной поддержки уже не происходит, но, по мнению Аньез, есть множество социальных сетей (своего рода «козырь»), с помощью которых можно о себе рассказать большому количеству людей, сделать рекламу, найти спонсоров и т. д. «Для того, чтобы сделать музыкальную карьеру, нужно, помимо упорного труда, еще и хотеть это делать, и очень хотеть выступать», – считает Аньез.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=28062012011725&oldnumber=624