"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 26 (628) от 30.08.2012

Очевидное-Невероятное

Мы придем на край света!

31.08.2012

Юрий ЧЕРНЫШОВ

«Россия – страна огромная, познать которую, и притом довольно быстро, практически нереально. Однако же возможность такая все же имеется – отправляйтесь в путешествие по самой длинной железной дороге в мире из Москвы во Владивосток, и вы увидите, насколько прекрасна наша страна».

(Из путеводителя)

(Продолжение. Начало см. в № 25 от 23 августа 2012 года)

3. Остров Русский – русский остров

Остров Русский – это Кронштадт Владивостока. В таком качестве он обозначается во всех краевых туристских справочных материалах. Положение острова по отношению к бухте Золотой Рог, у которой расположен город, и проливу Босфор, соединяющему бухту с Амурским заливом и, тем самым, с океаном, очень напоминает положение Кронштадта по отношению к С.-Петербургу.

Роднит остров с Кронштадтом не только сходство расположений, но и такое окружение, как форты. Однако если форты Кронштадта образованы частично на искусственно созданных островках, цепочкой протянувшихся от острова Котлин к берегу, то форты острова Русский (их 6) размещены на самом острове и вместе с 10-ю фортами материковой части – собственно Владивостока – входят в состав единого фортификационного пространства, называемого «крепость Владивосток». В этом пространстве построены кроме фортов еще десятки бастионов и полубастионов (артиллерийских позиций). И большая часть из них (27 из 50) размещена на острове Русский. Эта мощь оказалась столь внушительной, что Япония во время двух войн с Россией и не помышляла не только нападать на Владивосток, но хотя бы обстрелять его с моря.

Город, как и Петербург, всегда оставался русским. Но в советское время город, не говоря уже об острове, был закрытым. Иначе говоря, для большей части населения страны их как бы и не существовало и «русскость» этих территорий была чисто теоретической. И о русской принадлежности этого последнего крупного участка земли на берегу Тихого океана в границах государства говорило, как говорит и сейчас, только название острова, да географические названия на самом острове. «Русская» – так называются здесь и одна из гор, и самая крупная речка. Хотя на самом деле гора едва перевалила за 200 метров, а речка – это всего лишь крупный ручей, непригодный для сплава даже на надувном матрасе.

Россия выше здравого смысла

Сейчас, когда до начала саммита осталось несколько дней, самое время уделить внимание его подготовке и смыслу, который несет это событие. «Россия выше здравого смысла» – такую фразу произносит герой фильма «Хочу в тюрьму». Глядя на однопролетный мост, что вознесся на стометровых опорах над проливом Босфор и соединил остров Русский с материковой частью, то есть – с Владивостоком, воочию видишь материальное воплощение этой фразы. Сосредоточивать ли государственное финансирование на таких проектах, которые затрагивают чувство национальной гордости, и на этой основе планировать развитие регионов (а в эти рамки вписывается и саммит глав стран АТЭС, который пройдет в начале сентября во Владивостоке), или же заняться в первую очередь удовлетворением неотложных нужд, диктуемых так называемым «здравым смыслом»? Вот суть разноречивых оценок происходящего на Дальнем Востоке.

К примеру, на строительство зала для проведения саммита, а также на обновление инфраструктуры региона было направлено 600 миллиардов рублей. А не лучше ли эти средства было направить на строительство детских садов, построить какие-то предприятия, скажем, перерабатывающей промышленности, для создания рабочих мест и т. п.? В пылу полемики договариваются до того, что, мол, на острове и воды-то нет. Может быть, имелся в виду водопровод, но и в этом случае утверждение, мягко говоря, некорректно. На острове есть и многоэтажные дома, и пансионаты, и базы отдыха, и до недавнего времени находились многочисленные воинские части и работал кирпичный завод, и было три (!) школы. Как же они обходятся и обходились без воды? Да и абсурдно было бы затевать строительство целого городского микрорайона на острове (а это именно так!) без возможности обеспечения водой.

Кроме зданий для проведения саммита, здесь, на полуострове, образованном на самом острове бухтой, запроектированы зона научно-образовательных учреждений, в том числе главные корпуса Дальневосточного Федерального Университета, сейчас разбросанные по всему городу, океанариум, производственная зона, зона молоэтажной жилой застройки и другие объекты. Однако сегодня, в период подготовки к саммиту, средства на подготовку к АТЭС во многом идут на такие вещи, которые сильно расходятся с представлениями местных жителей. Самый яркий и наглядный пример – это строительство «самого большого в мире» вантового моста с пропускной способностью в 50 тысяч машин в день, который ведет на остров, где состоится АТЭС. Но на острове постоянно проживает около 5 тысяч человек и такого потока машин здесь немыслимо ожидать ни в каком будущем. Так приведет ли подобный гигантизм к реальному улучшению жизни жителей Владивостока и острова?

Не удивительно, что мост стал притчей во языцех и поводом для язвительных публикаций бойких журналистов. А интервью известной публицистки Латыниной «Мосты в никуда» вызвало заметный ажиотаж. Определение, которое публицистка дала мосту на остров Русский, стало нарицательным для многих масштабных проектов, затеваемых российским правительством (включая Сколково, проведение Олимпиады и т. п.)

Можно сказать и больше. Скепсис и пафос статьи порождают почти философский вопрос, имеющий, впрочем, более чем вековую историю: насколько оправданны затраты страны на гигантские проекты в то время, когда значительная часть населения живет, как говорится, с голой… ну, этой самой…? И так было и более века назад, когда обсуждался вопрос о строительстве Транссибирской магистрали. Обсуждался так же горячо, как сейчас обсуждается строительство моста на остров Русский. Необходимость невероятно масштабного строительства дороги тогда, в частности, горячо отстаивал Столыпин, видя в ней стимул для развития России. В конце концов, вопрос заключается в следующем: всегда ли гигантизм блажь или в нем заключен глубокий государственный смысл, не сразу оцениваемый обывателем с позиции здравого смысла? И относится ли мост на остров Русский к первому или второму? А ведь пример сооружения на острове объектов, не имеющих прямого отношения к улучшению жизни населения, уже был. Да еще какой пример! Это знаменитые форты и бастионы острова, орудия которых не сделали ни одного боевого выстрела за всю историю.

О фортах

Главный фортификационный объект острова Русский – Ворошиловская батарея, в котором размещается филиал областного краеведческого музея. Теперь, с завершением строительства моста, попасть на батарею можно двумя путями. Традиционным – доехав до острова на пароме (45 минут плавания через бухту Золотой Рог, что само по себе удовольствие) и далее на автобусе, который ходит по побережью острова мимо паромного причала как маятник, а затем километра четыре – пешком. Либо по новому мосту и далее – по полуостровной части острова, которая в преддверии Саммита интенсивно застраивается. Эта дорога, бывшая грунтовой, со стороны нового моста сейчас модернизируется и превращается в асфальтированное шоссе. Шоссе заканчивается тупиком, образующим автостоянку у подножья сопки. Похоже на то, что участникам Саммита предложат ознакомиться с фортификационными сооружениями крепости Владивосток и особенно с их островной частью.

От тупика идут маршруты к двум из них. Налево, в гору – тропа к форту № 7, направо, по грунтовой дороге – к Ворошиловской батарее.

Экскурсоводы и сейчас без работы не стоят – экскурсионные группы и отдельные граждане, весь день прибывающие на паромах из Владивостока, лезут по тропе на вершину сопки – к форту, а затем, вернувшись к автостоянке и пройдя с километр по лесной дороге, устремляются в недра огромной трехорудийной башни, которых здесь две.

Некогда установленные на крейсере Полтава, они были перемещены на остров Русский после пожара в 20-е годы, случившимся на крейсере, когда он стоял в Петербурге, и последовавшим после этого его списании. Еще две аналогичные башни крейсера были отправлены в Севастополь. Технические данные орудия поражают и сегодня. Дальность стрельбы с закрытой позиции достигает 32 километров, вес снаряда – 400 кг, точность стрельбы при наличии шести дальномерных постов – попадание в корабельную швартовую бочку – с третьего выстрела. Любопытно, что для маскировки расположения орудия, в отдалении, на другой сопке, была сооружена ложная батарея, на которой при каждом выстреле подлинного орудия устраивался световой эффект. Желающие получить ощущение присутствия при стрельбе могут произвести холостой выстрел из трехдюймового орудия, закрепленного на стволе 305-миллиметрового монстра батареи. Удовольствие стоит 1000 рублей. За час-полтора нашего пребывания на батарее прозвучало три выстрела.

Другой объект экскурсий – форт № 11 – более аскетичен, чем батарея: следы цивилизованного обихода на нем начисто отсутствуют. На самой вершине сопки, где расположен форт, маячит продольная половина корпуса большой корабельной шлюпки. Как она сюда попала, а главное зачем, – не знает никто. Но экскурсовод обязательно обращает на нее внимание посетителей, как на экзотический признак одной из странностей русского национального характера.

Экскурсовод, рассказывая об особенностях форта, на удивительных чертах «русскости», и не только на «странных», что проявились при сотворении фортов, не один раз обращает внимание. Вот, скажем, небольшой буртик над парапетом форта. Зачем он? А это русские инженеры придумали, и придумали впервые, – это такой упор для ружья, он повышал меткость стрельбы. А еще рядом с позицией стрелка, с тыльной стороны парапета устроено углубление со ступенькой. В углублении стрелок мог укрыться и от обстрела, и от дождя. Такой заботы о солдате не отмечено ни в одной армии, кроме русской. А бетон, из которого сделан форт?! Цемент из Новороссийска, смешанный с песком острова Русский, образовал такое прочное соединение, что когда форт посещают современные строители, они надолго задумываются. И есть от чего!

Недавний скандальный случай с разрушением в этих местах от дождя только что построенной по случаю предстоящего саммита автомобильной дороги, стоившей многие миллионы, заставил многих задуматься о роли безответственности и коррупции в современной России. Высокий профессионализм и честь русских инженеров и строителей, подчеркивает экскурсовод, и позволили сделать то, что и сегодня служит образцом для подражания. Но не только образцом. А и напоминанием об известном утверждении: «Хочешь мира – готовься к войне». Сооружения как бы наглядно демонстрируют действенность этого утверждения. Форты послужили краю и стране не столько как щит, сколько как напоминание о том, что они ими могут стать. Панегирик русскости и пафос, судя по реакции слушателей, встречаются с полным пониманием.

В наши же дни на строительство моста и других объектов к Саммиту было привлечено столько иногородних работников, что о «русскости» не приходится говорить: сейчас, когда основные работы по сооружению моста завершены, ежедневно уезжают на свою среднеазиатскую родину до ста человек. Уезжают, правда, не все. Часть оседает здесь, образуя новый «русский» щит против усиливающейся миграции соседей – китайцев. Первые «бастионы», успешно конкурирующие с «дружелюбным» вторжением, уже появились на рынках. Это относительно новый фактор и в этом свете опасения о возможном «отторжении» дальневосточных территорий в силу засилья многочисленного соседа, еще предстоит увидеть. Впрочем, это отдельная тема и мы к ней еще обратимся.

(Продолжение следует)

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=29082012232712&oldnumber=628