"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 26 (628) от 30.08.2012

Жанры

Страдания о «Страданиях»

Лана СОКОЛОВА

27 августа российские киношники отмечали свой профессиональный праздник – День российского кино. Саратовский Дом кино отпраздновал это событие в тесной, можно сказать, семейной обстановке. Обошлись без помпезных речей, ковровых дорожек и высокопоставленных особ из правительства. Хозяева праздника (они же «виновники» торжества) подготовили для зрителей спецпрограмму.

Интересно, что именно 27 августа 1919 года Совнарком РСФСР принял очередной декрет о национализации (через безвозмездную экспроприацию) кинодела. С этого дня вся фотографическая и кинематографическая торговля, промышленность и кинотеатры РСФСР перешли в прямое ведение Наркомпроса. Со времени национализации день чествования кинематографистов менял и свое название и даты: со Дня советского кино до нынешнего – День российского кино. Собственно, нам-то не привыкать к новым названиям и датам, главное, что День кино как бы он ни назывался, остается именно Днем кино.

Помнится, в далекие советские времена была такая практика: перед началом фильма шли всевозможные киножурналы, рассказывающие о достижениях в области науки, техники сельского хозяйства и т.д., и т.п. Что-то действительно было интересно смотреть, что-то вызывало откровенную скуку. Несколько по-другому воспринимается сейчас, спустя много лет, кинохроника «Старый Саратов», с которой и начали программу в Доме кино. Обещанным киносюрпризом стала нарезка из программы «Универ», когда-то шедшей на местном телеканале.

Но, пожалуй, самым приятным и для Дома кино, и для зрителей стал подарок от медиа-холдинга Saratov.ru – сайт Дома кино www.domkino.saratov.ru, который уже обживается новыми владельцами. Сайт удобен и прост по навигации, побродить по нему было весьма приятно – так что подарок получился нужным и полезным одновременно.

Наше издание, как постоянного пресс-спонсора, все же больше интересовала вторая часть программы – презентация очередного, девятого фестиваля «Саратовские страдания».

Сентябрь-то начнется уже на этой неделе, а потому хотелось бы знать, что приготовят организаторы любителям кинодокументалистики.

Дабы не томить читателей в ожидании, рассказываем. В конкурсную программу вошли шестнадцать фильмов из Германии, Италии, Ирана, Румынии, Испании, Финляндии, Польши и, конечно же, России, а также совместные режиссерские работы Испании и Бангладеш, Великобритании и Ирака, США и ЮАР.

В рубрике «Наше новое кино» планируется фильм «Пока ночь не разлучит нас», который представит режиссер Борис Хлебников. Творческие встречи, мастер-классы и, как всегда, много хорошего и разного кино. «Саратовские страдания» завершатся творческим вечером композитора Максима Дунаевского.

Фестиваль начнется 14 сентября и закончится 19-го. По традиции, первые два дня фестиваля – так называемые зрительские. Организаторы планируют, как обычно, детские сеансы, блок «Звезд так много золотых», посвященый 120-летию Константина Федин (в конце пятидесятых в Саратове Владимир Басов снимал два фильма по романам Федина, одни из них – «Первые радости» – и будет показан в рамках фестиваля). Помимо фильма, зрителей ждет не менее интересная документальная хроника НижнеВолжской студии о «саратовских» съемках фильма.

2012-й объявлен Годом Германии в России, и нам представится редкая возможность увидеть анимационный фильм 1926 года «Приключения принца Ахмеда». «Немое» кино сегодня редко демонстрируется. И все же мы помним фильмы Любича с аккомпанементом Анатолия Катца, Мельеса, представленные его потомками, «Вечера на хуторе близ Диканьки» со студенческой озвучкой в «Пряничный ночах». В это раз в роли «таперов» выступят Теймур Надир (электрогитара, вокал-техника мугама) и Сергей Летов (сопрано, саксофон, флейта).

В конкурсной программе в этом году два немецких фильма, отобранных на Международном фестивале документальных фильмов в Мюнхене «ДОК.фест» еще в мае этого года. Автор первого – «Вооружен и не очень опасен» – бывшая наша соотечественница Анастасия Винокурова, второй фильм «Ростовщик» Станислава Мухи; оба автора приедут на «Страдания» и будут представлять свои фильмы.

В этом году на «Страданиях» решили не ограничиваться формальным представлением авторов на открытии-закрытии, а дать возможность зрителям и тем, кто уже работает в документалистике, учится снимать или только присматривается к этой профессии, пообщаться с авторами после просмотра по «горячим» впечатлениям. Все это стало возможным благодаря саратовскому Немецкому культурному центру им. Гете (Гете Институт). А наша команда «Страданий» весной будущего года приглашена на очередной «ДОК.фест» в Мюнхен в качестве волонтеров. Более того, майская тема «ДОК.фест» будет посвящена «Саратовским страданиям». По окончанию саратовского фестиваля будущие волонтеры засядут за изучение или повторение немецкого.

Не останется без внимания, думается, и тренинг Пола Верховена (члена жюри фестиваля) на базе фильмов, снятых немецкими школьниками-«кружковцами», также привезенными с «ДОК.фест».

Интересно, что на Мюнхенский фестиваль документалистики приглашаются герои фильмов-участников. Возможно, когда у «Страданий» наконец-то появятся деньги, эта идея найдет воплощение и в Саратове. Пока же, как всегда, денег нет, и остается надеяться, что опять помогут спонсоры или каким-то чудом найдутся средства и фестиваль состоится. «В крайнем случае, проведем фестиваль в Интернет-варианте, но конкурсную программу покажем обязательно», – заверила директор фестиваля «Саратовские страдания» Татьяна Зорина.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=29082012232801&oldnumber=628