"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 32 (634) от 11.10.2012

Лицо Города

Полюбить пешехода!

13.10.2012

Юрий ЛЕОНИДОВ

Удастся ли полюбить пешехода в Саратове – вопрос, пока не имеющий ответа. Но привлечь внимание к этому вопросу попытались участники заседания архитектурно-градостроительного совета при комитете по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов». Заседание состоялось 4 октября в рамках ярмарки недвижимости «Ситистройэкспо», проходившей 3–5 октября во Дворце спорта.

Заседание привлекло около 40 участников, вел его председатель комитета Александр Кискин. На заседание были вынесены три тематически связанных вопроса: «Мировой и отечественный опыт в формировании бренда и фирменного стиля города», «Велосипедный каркас города» и «Пешеходный каркас города». Все доклады вызвали живейшее обсуждение, чему, надо полагать, в немалой степени содействовало интуитивное понимание взаимосвязанности обозначенных тем, а также то, что назрели эти вопросы – дальше некуда.

Первый доклад, изложенный дипломником архитектурного факультета СГТУ Дмитрием Назимовым, явился презентацией его дипломной работы. И это весьма отрадно. Презентация явилась тем случаем, когда саратовцы могли публично увидеть, что саратовские студенты – это не сборище гламурных мажориков, за родительские деньги покупающих зачеты и дипломы, а думающая и, главное, социально ответственная молодежь, берущаяся решать те проблемы, которое коррумпированному чиновничеству оказались не по уму и не под силу.

Докладчику удалось ярко (в буквальном смысле, сопровождая доклад слайд-проекцией) показать и убедительно рассказать, зачем нужен городу бренд, то есть образ, создающий позитивное восприятие города. А также некий знак – символ этого бренда, лаконично демонстрирующий образ города.

Вопрос, действительно, назрел давным-давно. С тех самых пор, как было произнесено: «В глушь, в Саратов». Попытки «отмазаться» от обидного определения «глушь» делались несметное число раз, вплоть до попыток новейшего времени выдать себя за «столицу Поволжья». Но дело только ухудшалось. Даже происхождение названия города – Саратов – стало иногда трактоваться не как «Сары тау», что означает «Желтая гора», а как «Сарынь тау», – «Шелупень подгорная». А последние бесцветные и бесславные полтора срока пребывания в кресле губернатора-атомщика довели образ города, а вместе с тем и его бренд до совершенно невыносимого состояния, заслужившего кличку «Гадюкино». Изобразить такое прозвище в виде говорящего знака – это не только затруднительно, но как-то рука не поднимается. Хотя, честно говоря, иногда хочется. Но задача власти, да и людей, любящих Саратов, иная: создать такой образ города, который перечеркнет наследие бесцветного и затхлого недавнего прошлого и станет привлекательным для инвесторов, туристов и самих саратовцев, включая тех, кто не пожалеет своих сберегательных вкладов на развитие города. То есть назрела задача перебрендировать «черные метки» города типа: «глушь», «шелупень» и «Гадюкино» в нечто светлое.

Предложенный знак в виде треугольника из желтых лучей, исходящих из синего основания, ассоциируемого с «желтой горой» и Волгой, в целом понравился участникам. Хотя и вызвал некоторые пожелания. Так, если бы в нижнем углу треугольника, откуда исходят желтые лучи, просматривалось зеленое пятно, это добавило бы к ассоциациям Кумысную поляну, а желтый фон стал бы напоминать контуры города. Впрочем, любое добавление утяжелит бренд, и вполне может статься, что лишь ухудшит восприятие.

С главными идеями доклада «Велосипедный каркас города» читатели газеты «Богатей» знакомы по публикации в предыдущем номере. Докладчик, Антон Битюков, разработчик проекта, заложил в его основу представление о приоритетах участников движения в городе, среди которых велосипедисты занимают второе, после пешеходов, место. В соответствии с этим представлением им предложена схема организации велосипедных маршрутов с организацией велостоянок в городе, рассмотрена типология элементов велосипедного маршрута, показаны на слайдах улицы в разрезах с демонстрацией примеров существующей ситуации. Показаны также примеры организации необходимого оборудования веломаршрутов, включая дорожные знаки для этих маршрутов.

С заключительным докладом «Пешеходный каркас города» выступили два студента – Николай Новичков и Сергей Сердюков. Доклад стал тем мостиком, что соединил нацеленность на перебрендинг города и реальное приближение к инфраструктуре цивилизованных городов путем организации велосипедного каркаса города. Речь в докладе шла об образовании пешеходных зон в центре города, где приоритет, безусловно, должен быть отдан пешеходу. В развитие этой мечты была также высказана любопытная идея о формировании целевых, ориентированных на какие-то функции зон – кластеров – и специализированных улиц путем организации специализированных точек торговли и досуга. Скажем, улица игрушек, улица сувениров, улица девайсов и гаджетов, улица галантереи, спорттоваров и так далее. Особенно интересной показалась идея авторов проекта об организации культурно-досугового центра в ядре города – на площади Чернышевского – с использованием подземного пространства. А также организацией в этом месте и на этой основе Музея города. Эта идея, идея музея, серьезно обсуждавшаяся в бытность мэром Юрия Аксененко, возродилась на новой основе. И отрадно, что она возродилась. Значит, отсутствие музея города в таком большом городе, как Саратов, да еще претендующем на некий позитивный бренд, все острее ощущается как ущербность. Хорошо бы, если бы такое осознание посетило бы и чиновничьи души.

Спонтанно, во время обсуждения этого доклада, даже родилось соображение о необходимости разработки некоего комплексного проекта под названием «Полюбить пешехода». Эта идея понравилась и ведущему – Александру Кискину. Вероятность довести ее до реализации, как и другие представленные проекты, вызывает, естественно, сильные сомнения. «А у вас есть уверенность, что хоть что-то из предложенного и услышанного сегодня удастся воплотить в жизнь?» – спросил автор этих строк у Александра Кискина после окончания совещания. «Чем дольше я живу, – ответил Александр Николаевич, – тем больше, вопреки обыкновению, надеюсь, что что-то удастся реализовать». «А согласятся ли депутаты включить расходы на проект «Полюби пешехода» средства», – не отставал автор этих строк. «Надеюсь», – коротко ответил председатель комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации Саратова Александр Кискин. Остается разделить эти надежды и пожелать авторам замечательных проектов упорства и терпения на пути к их реализации.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=11102012111801&oldnumber=634