"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 32 (634) от 11.10.2012

Вернисаж

Иван-чай в саратовских двориках

13.10.2012

Лана СОКОЛОВА

В конце первой октябрьской недели в областном музее краеведения прошло открытие выставочного проекта «Иван-чай», задуманного и претворенного в жизнь Фондом поддержки искусства и культуры «Красный угол» (г. Москва). Выставки в рамках данного проекта до Саратова прошли в Туле, Коломне, Калуге, музее Ростовского Кремля.

Саратов – не последний город в списке москвичей, после нашего музея «Иван-чай» плавно «передвинется» к соседям в Пензу, а завершающим аккордом Поволожского вояжа станет выставка в Тольятти.

В двух залах музея разместились более двадцати живописных, графических, акварельных и керамических работ, привезенных москвичами, а также персональная выставка местного художника Николая Дубового.

Выставок у Фонда прошло не мало – разные музеи, разные выставочные площадки. Но саратовский музей краеведения, по словам арт-директора Фонда Евгении Орищенко, первый не художественный музей, в котором проходит выставка проекта. Организаторы стараются показать все разнообразие современного искусства – в числе участников проекта как маститые художники, так и молодые, способные рисовать как флеш игры, так и серьезную живопись. Всего, по самым скромным подсчетам, в проекте приняли участие около сорока художников. По его итогам в будущем году пройдут выставки в Москве и Петербурге.

Как мы уже говорили, основными площадками для проекта становятся художественные музеи, организаторы проекта стараются, помимо создания уникальной экспозиции, создать и проблематику выставки, натолкнуть зрителя на ту или иную проблему современного искусства.

Знакомство с саратовскими музейщиками произошло на выставке «Интермузеи», и саратовцы одними из первых откликнулись на предложение «Красного угла». Саратовский музей – седьмой по счету среди Поволжских городов, по которым проходит тур Фонда, и завершающийся в конце года.

Говоря об особенности проекта, Евгения Орищенко подчеркивает, что «…основные институции в современном российском искусстве, к сожалению, разобщены. Очень сложно создать некое выставочное пространство и объединить художников разных поколений, направлений и стилей, которые в реальной жизни, возможно, и не общаются друг с другом – тем более собрать их на одной выставочной площадке. Но мы стараемся это сделать и показать уникальную экспозицию в каждом городе».

В релизе для прессы проект «Красного угла» сравнивается с продолжением традиции «передвижников». Комментируя это сравнение, Евгения считает, что «мы, конечно, не боремся с государственной властью, может быть, так явно, все-таки у нас есть грант экс-президента Медведева. В основном проект создан силами фонда – это три-четыре человека. Мы садимся за руль машины и в духе идей передвижничества едем по городам России».

Помимо экспозиций «привозных» картин, как правило, в выставке участвуют и местные художники, работы которых отбираются силами выставкома. Что-то входит в формат проводимых выставок, что-то остается «за кадром» и уходит в другие проекты. Часто бывает, что информация о выставкоме или самом выставочном проекте как таковом до местных живописцев доходит уже после закрытия выставки. Для того, чтобы привлечь внимание людей творческих, «Красный угол», наряду с выставками, организует конференции, открытые пленэры и проч. Бывает и так, что художники, после того как выставка закончила работу, присоединяются к ней уже совершенно в другом городе, таким образом создается некое «передвижническое» движение, но уже с поправками на двадцать первый век, обрастая новыми связями и новыми друзьями.

Только лишь живописными работами проект «Иван-чай» не ограничивается. На саратовскую выставку москвичи привезли и несколько работ из керамики, удачно вписавшихся в камерность выставочного зала.

Первый опыт работы с не художественным музеем оказался весьма удачным, по мнению арт-директора «Красного угла», соседство персональной выставки, которая выглядит как самодостаточный элемент выставки, но в то же время по концепции вписывается в проект «Иван-чай». Весьма органично влились в экспозицию фрагменты наличников из музейных фондов, дополнившие диптих Галины Лопатиной, которому, похоже, не хватало вещественных элементов.

На «говорящем» названии выставки остановился зав. отделом русского искусства Радищевского музея Ефим Водонос, поскольку в послевоенное время травка, которую называют иван-чай, пользовалась большой популярностью среди населения, особенно в деревнях и селах, и как средство от «всех хворей», и как чай. Среди разноплановых работ выставки Ефим Исаакович обратил внимание на несколько офортов и акварелей.

Любовь Соломонова, зам. директора музея, считает выбор москвичей не случайным, поскольку главная идея проекта – любовь к родной земле, что, собственно, совпадает с целями и задачами краеведческого музея. По сложившейся уже традиции «вторую» часть выставки проекта составляет выставком – сборная экспозиция работ местных художников. В Саратове составной частью московского проекта стала персональная и к тому же юбилейная выставка Николая Дубовова. В работах художника чувствуется необыкновенная теплота и лиризм, бесконечная любовь к родному краю, к «малой» родине, мы видим старые саратовские дворики, уже канувшие в Лету.

Саратовские музейщики решили не ограничиваться только лишь живописной составляющей (все же площадкой выбран музей краеведения), поэтому предметный ряд, рассказывающий о времени детства и юности художника, тепло и органично вписался в экспозицию. В процессе работы над экспозицией оказалось, что Николай Дубовов по любви к предметам просто «свой человек» для краеведов.

Сочетание предметов быта в выставочном пространстве с живописными работами довольно органично. О своих «сокровищах» Николай Дубовов рассказывает трогательно, с какой-то почти детской любовью. В одной из «витрин» – альбом с фотографиями дедов и прадедов-старообрядцев. Здесь же старообрядческий псалтырь, несколько бытовых «безделушек» и весьма удачно «вписанные» натюрморт красивого пасхального стола и светлый, солнечный пейзаж Никольского монастыря. «Когда я писал первый раз и второй этот монастырь, во дворе рядом стоящего дома ходила старуха с палкой и на меня кричала: «Ух, вы, отпрыски Солянова». В общем, я оказался «отпрыском» Солянова, горжусь… хотя я недостоин…», – скромно подытожил историю художник.

На другом стенде, под натюрмортом в синих тонах, выставлена почти точная его предметная копия, даже лампа (из музейных фондов) очень похожа на своего художественного двойника. Николай даже пошутил: мол, найдите предметы из натюрморта на стенде.

В импровизированной «мастерской художника», созданной музейщиками в одной из самых больших «витрин», рядом с осенними натюрмортами соседствуют их реальные «прототипы» – осенние дары полей и огородов. Здесь же, рядом с авторскими коллажами, скромная старая афиша о художественной выставке… Год первой выставки Николая Дубового, а афиша, как вы, наш проницательный читатель, вероятно, догадались, не случайно появилась в «мастерской», пришлось вычислять, вспоминая историю СССР, а точнее, год последнего, ХXVII съезда КПСС.

Об ушедшем, но бережно, с любовью сохраненным в предметах детства и юности прошлом, говорят и стенды, посвященные войне, со старой, залатанной гимнастеркой и орденами, с которыми соседствуют совсем невоенные детские игрушки.

Николай Дубовов считает, что есть счастливые художники, которые пишут и работы у них находят своего ценителя. Правда, о себе говорит, что не всегда удается продать написанное, вот и приходится писать «на потребу дня» – Волгу, консерваторию, «Утоли моя печали», Чернышевского. И не просто улицы, а чтобы еще и людей на них не было, да чтобы Волга без линии берега – по фен-шую это вроде как неправильно, сетует художник.

Выставка «Иван-чай», включающая и московский проект, и персональную выставку Николая Дубового как часть проекта, продлится до пятого ноября, и саратовские художники, при желании, еще могут присоединиться к «Иван-чаю» .

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=11102012112634&oldnumber=634